-
Профессор, доктор педагогических наук, профессор
Головнева Елена Вениаминовна
+7 (3473) 25-10-92, +7 (3473) 33-98-65 (506)
e.v.golovneva@struust.ru
Профессор, доктор педагогических наук, профессор
Канбекова Римма Валеевна
+7 (3473) 25-10-92
r.v.kanbekova@struust.ru
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент
Сулейманова Фания Мурзабаевна
+7 (3473) 25-10-92
f.m.suleymanova@struust.ru
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент
Ермилова Елена Борисовна
+7 (3473) 25-10-92
e.b.ermilova@struust.ru
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент
Абдуллина Лилия Бакировна
+7 (3473) 21-97-31, +7 (3473) 33-98-65 (500)
l.b.abdullina@struust.ru
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент
Гребенникова Надежда Лукьяновна
+7 (3473) 25-10-92
n.l.grebennikova@struust.ru
Доцент, кандидат физико-математических наук, доцент
Шмелёва Наталия Георгиевна
+7 (3473) 25-08-41
n.g.shmeleva@struust.ru
Доцент, кандидат филологических наук, доцент
Габитова Закия Муллагалеевна
+7 (3473) 25-10-92
z.m.gabitova@struust.ru
Доцент, кандидат филологических наук, доцент
Ишкильдина Зульфия Каримовна
+7 (3473) 25-10-92
z.k.ishkildina@struust.ru
Профессор, доктор филологических наук
Самситова Луиза Хамзиновна
+7 (3473) 25-10-92
l.k.samsitova@struust.ru
Профессор, доктор филологических наук
Кульсарина Гульнур Галинуровна
+7 (3473) 25-10-92
g.g.kulsarina@struust.ru
Старший преподаватель, кандидат филологических наук
Гайфуллина Миляуша Фаниловна
+7 (3473) 25-10-92
m.f.gayfullina@struust.ru
Лаборант
Мусиенко Анна Рашитовна
a.r.musienko@struust.ru
Заведующим кафедрой является кандидат педагогических наук, доцент Лилия Бакировна Абдуллина.
Кафедра образована на базе двух кафедр в ноябре 2022 года. В её состав вошли опытные преподаватели реорганизованных кафедр теории и методики начального образования и педагогики начального образования: доктора педагогических наук, профессора Е.В. Головнева, Р.В. Канбекова, Л.Х. Самситова, Г.Г. Кульсарина; кандидаты наук, доценты Л.Б. Абдуллина, З.М. Габитова, М.Ф. Гайфуллина, Н.Л. Гребенникова, Е.Б. Ермилова, З.К. Ишкильдина, Ф.М. Сулейманова, Н.Г. Шмелева; старшие преподаватели Н.А. Головнева, С.А. Косцова, Л.С. Саттарова. Таким образом, на сегодняшний день на кафедре работают 16 штатных преподавателей. Среди них – 2 преподавателя имеют ученую степень доктора педагогических наук, 2 преподавателя – доктора филологических наук, 4 – кандидата педагогических наук, 1 – кандидат физико-математических наук, 3 – кандидата филологических наук.
Учились на отделении ПиМНО и трудятся на кафедре ДиНО Абдуллина Лилия Бакировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования, декан факультета педагогики и психологии СФ УУНиТ; Сулейманова Фания Мурзабаевна, кандидат педагогических наук, доцент, уполномоченный по качеству образования; Косцова Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры, заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии СФ УУНиТ; Саттарова Лиана Сибагатовна, старший преподаватель кафедры, заместитель декана по воспитательной работе факультета педагогики и психологии СФ УУНиТ; Головнева Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры.
Техническое сопровождение учебного процесса на кафедре обеспечивает лаборант А.Р. Мусиенко.
Методическую помощь студентам в подборе литературы оказывает библиотекарь читального зала А.З. Тимербулатова.
Кафедра дошкольного и начального образования ведет подготовку бакалавров и магистров:
бакалавров по направлению подготовки:
• 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), программа Начальное образование, Дошкольное образование;
• 44.03.01 Педагогическое образование, программа Дошкольное образование;
• 44.03.01 Педагогическое образование, программа Начальное образование;
магистров по направлениям подготовки:
• 44.04.01 Педагогическое образование, программа Дошкольное образование;
• 44.04.01 Педагогическое образование, программа Начальное образование;
• 44.04.01 Педагогическое образование, программа Учебно-методическая деятельность и менеджмент в дошкольном образовании;
• 44.04.01 Педагогическое образование, программа Учебно-методическая деятельность и менеджмент в начальном образовании.
Научные исследования кафедры ведутся по нескольким направлениям:
– педагогическая направленность профессиональной подготовки учителя начальных классов;
– актуальные проблемы теории и технологии обучения языку в свете новых лингвистических парадигм исследования;
– актуальные проблемы теории и технологии обучения математике;
– актуальные проблемы педагогики, теории и методики обучения и воспитания в сфере начального и дошкольного образования;
– технологии художественно-эстетического, экологического, музыкального образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Круг научных интересов преподавателей достаточно разнообразен и соответствует профилю подготовки специалистов для дошкольного и начального звеньев образования.
Вся деятельность кафедры связана с освоением нового образовательного пространства «бакалавриат – магистратура». Члены кафедры понимают важность и ответственность задач в условиях реализации двухуровневой системе высшего профессионального образования, поскольку:
1) двухуровневая система позволяет построить более гибкие, индивидуализированные (личностно ориентированные) образовательные программы. После получения степени бакалавра человек может скорректировать свою образовательную траекторию: в случае необходимости пойти на работу или продолжить образование, если это потребуется, в магистратуре или по программе подготовки специалиста либо в структурах дополнительного профессионального образования. Данная система позволяет более рационально использовать финансовые ресурсы обучающихся;
2) двухуровневая система позволяет восстановить управляемость в системе взаимосвязей высшего профессионального образования и экономики, резко повысить эффективность использования бюджетных средств, а также вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров, преимущественно на второй ступени;
3) двухуровневая система высшего профессионального образования позволяет на каждом уровне задавать свои требования к качеству образования, более рационально распределять финансовые и материально-технические ресурсы между программами бакалавриата и магистратуры или подготовки специалиста. Это особенно актуально в условиях современного массового высшего образования.
Кафедра ДиНО обладает мощным научно-методическим потенциалом для внедрения требований федеральных государственных стандартов в образовательный процесс, освоения новых образовательных программ, создания учебно-методических комплексов нового поколения, овладения инновационными технологиями обучения.
Но самое главное – за плечами преподавателей, работающих на кафедре дошкольного и начального образования, – бесценный многолетний опыт подготовки воспитателей и учителей начальных классов с высшим образованием, что является основой успешного ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров и магистров.
Научная работа является одним из важнейших видов деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов факультета педагогики и психологии. Повышение качества учебного процесса, научно-исследовательской и научно-методической работы рассматривается руководством СФ УУНиТ как стратегическая задача и инструмент обеспечения жизнеспособности, устойчивого развития и процветания вуза в перспективе. С учетом приоритетности обозначенной задачи преподаватели кафедры теории и методики начального образования активно занимаются научной деятельностью.
Основными направлениями деятельности кафедры являются:
-
реализация образовательного пространства «бакалавриат – магистратура» в свете требований ФГОС третьего поколения и реализация образовательных программ;
-
совершенствование системы подготовки учителей начальных классов и воспитателей с высшим образованием.
Научные исследования кафедры ведутся по нескольким направлениям:
-
педагогическая направленность профессиональной подготовки учителя начальных классов и воспитателя;
- актуальные проблемы теории и технологии обучения языку в свете новых лингвистических парадигм исследования;
- актуальные проблемы теории и технологии обучения математике;
- актуальные проблемы педагогики, теории и методики обучения и воспитания в сфере начального и дошкольного образования;
технологии художественно-эстетического, экологического, музыкального образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Кафедрой ДиНО ежегодно проводятся:
-
Международная научно-практическая конференция «Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы»;
- Всероссийская научно-практическая конференция «Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы»;
- Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития гуманитарных наук и образования в XXI веке»;
- Республиканская научно-практическая конференция младших школьников «Первые шаги в науку».
Результаты научно-исследовательской деятельности преподавателей факультета проходят апробацию на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях.
Старшим преподавателем кафедры Саттаровой Л.С. выигран Грант Ученого совета молодым преподавателям и сотрудникам БашГУ в 2021 году.
Студенты и магистранты активно принимают участие в научной деятельности. Так, магистранты Никитина В.Р., Ишмуратова Л.Ф. заняли 3 место во ІІ Международной научно-практической конференции «Результаты научных исследований студентов: анализ и проблемы» – Актюбинск-2021 (научный руководитель Абдуллина Л.Б.).
Студент Фирсова Е.С. заняли 2 место во ІІ Международной научно-практической конференции «Результаты научных исследований студентов: анализ и проблемы» – Актюбинск-2021 (научный руководитель Косцова С.А.).
Студент Малкина А.А. заняла 3 место во II Всероссийском (с международным участием) конкурсе исследовательских, проектных и научно-методических работ учащихся и студентов «Как прекрасен этот мир» (г. Бийск, 12-23 апреля 2021 г.) (Руководитель Абдуллина Л.Б.).
Студент Тихонова О.С. заняла 2 место во II Всероссийском (с международным участием) конкурсе исследовательских, проектных и научно-методических работ учащихся и студентов «Как прекрасен этот мир» (г. Бийск, 12-23 апреля 2021 г.) (Руководитель Косцова С.А.).
Студент Попова А. приняла участие в XIV открытом конкурсе юных поэтов, прозаиков и журналистов «Рыцари Золотого пера-2021» (февраль-март 2021) и заняла 2 место в номинации «Свободная проза» в возрастной группе «учащиеся НПО, СПО и студенты ВУЗов» с работой «Две стороны…» (Руководитель Саттарова Л.С.).
На кафедре ДиНО действует научно-методологический семинар «Современные технологии обучения в начальной школе и вузе».
Кафедра поддерживает тесную связь с ведущими научными и образовательными учреждениями Республики Башкортостан и Российской Федерации, с управлениями народного образования городов и районов южной зоны Республики Башкортостан.
Таким образом, кафедрой реализуются следующие основные задачи в области научной и научно-исследовательской работы:
-
выявление оснований формирующейся в современной педагогике гуманитарной парадигмы педагогического образования;
- обоснование гуманитарного парадигмального подхода к построению многоуровневой содержательной системы объёма знаний, умений, навыков, развития профессионального мышления учителя начальных классов и воспитателя на уровне «бакалавриат – магистратура» и соответствующих компетенций;
- научная разработка учебно-методического обеспечения входящих в учебные планы факультета дисциплин по профилю кафедры;
- разработка технологических карт пошагового овладения студентами соответствующими каждому уровню профессионального педагогического образования уровнями компетенции;
- проведение на регулярной основе научно-методологических межкафедральных семинаров и научно-практических конференций, посвященных проблематике научных исследований кафедры;
- формирование устойчивых научных связей с работодателями;
- развитие кадрового потенциала кафедры, стимулирование повышения квалификации и омоложение кадров.
Круг научных интересов преподавателей достаточно разнообразен и соответствует профилю подготовки специалистов для дошкольного и начального уровней образования.
Кафедра теории и методики начального образования осуществляет международное сотрудничество с образовательными учреждениями, ведущими учеными и специалистами ближнего и дальнего зарубежья. Зав. кафедрой Л.Б. Абдуллина является куратором договорных отношений с университетом Гази (г. Анкара, Турецкая Республика).
Выбор направлений развития международной деятельности кафедры соответствуют положениям стратегии развития СФ БашГУ. Международное сотрудничество выражается, прежде всего, в организации конференций, как на базе кафедры, так и в странах ближнего зарубежья.
Кафедра ежегодно организует и проводит международную научно-практическую конференцию «Образование в пространстве вуза и школы», в которой принимают участие ведущие специалисты из Турции, Израиля, Казахстана, Узбекистана и др. стран.
Преподаватели кафедры теории и методики начального образования активно принимают участие в работе круглых столов, онлайн-семинаров, проводимых совместно с Научно-исследовательским и учебно-методическим центром «Даниат-R» г. Актобе, Казахстан.
Начиная с 2017 года расширение международных отношений происходит за счет притока абитуриентов из Республик Казахстан и Кыргызстан.
Для достижения высоких показателей международной деятельности преподаватели кафедры публикуют результаты своих исследований в журналах стран ближнего и дальнего зарубежья:
-
Abdullina L.B. Human Health as a Multidimensional Phenomenon: Approaches to Study and Phenomenology // J. Pharm. Sci. & Res. Vol. 10(11), 2018, 2972-2975 (Соавторы: P.A. Kislyakov, K.G. Serdakova3, T.I. Sadovnikova).
-
Abdullina L.B., G.Yu. Kolchina, E.M. Movsumzade, O.Yu. Poletaeva, E.R. Babaev, V.A. Adigozalova Features of the structure and properties of naftene hydrocarbons // Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii, Seriya Khimiya i Khimicheskaya Tekhnologiya. – Иваново. 2019. – № 9.
-
Абдуллина Л.Б., Кохановская И.И., Фатыхова А.Л., Ахмерова Н.М., Сулейманова Ф.М. Efficiency Improvement for Public Administration of Education // Advances in Social Science, Education and Humanities Rearch (ASSEHR), volume 312 (P. 203-206).
-
Liliya B. Abdullina, , Liliya B. Abdullina, Albina T. Ahmetova, Zifa G. Ishembitova, Farida F. Gumerova Research training in the professional training system of the university // ASTRA Salvensis, Supplement. – 2019. – № 1. – Р.363-372.
-
Гребенникова Н.Л. Алгебраический материал современного начального курса математики // Международный научно-практический журнал «Интеграция наук». – 2019. – № 3 (26). – С. 22-24.
-
Zulfiya Karimovna Ishkildina, Aivaz Shakvatovich Zaynetdinov, Alevtina Leont'evna Fatykhova, Liliya Bakirovna Abdullina, Munir Idelovich Karabaev Morphemics as a branch of linguistics in the bashkir language: comparative aspect // Journal of Critical Reviews. – 2020. – Vol 7, Issue 2. – Р. 152-157.
-
Abdullina L.B. Experience and problems of preparationof scientific and pedagogical personnel of higher qualifications in classical universities of Russia // The Asian International Journal of Life Sciences: supplement 22 (2), 28 august 2020 / Republic of Philippines P. 343 – 355. ISSN 0117 3375 (Соавторы: Vilya I. Baymurzina, Rosa M. Salimova, Kanbekova R.V., Suleymanova F.M., Akhmetova A.T.).
-
Канбекова Р.В., Гребенникова Н.Л. Развитие профессиональных компетенций студентов СПО на уровне стандартов WORLDSKILLS // Збірник центру наукови хпублікацій «Велес» VІІ МІЖНАРОДНА КОНФЕРЕНЦІЯ «НАУКА ЯК РУШІЙНА АНТИКРИЗОВА СИЛА» (м. Київ | 31 серпня 2020г. – С.87-93.