Заместитель декана по научной работе
+7 (927) 087-33-57
Документовед
Хисматуллина Гульнара Дамировна
+7 (987) 476-84-01
+7 (3473) 33-98-65 (доб. 268)
Заместитель декана по учебной работе
+7 (917) 374-62-89
Заместитель декана по воспитательной работе
+7 (917) 496-17-40
Начало историческому образованию в г. Стерлитамаке было положено в послевоенном 1946 году,когда в Стерлитамакском учительском институте на факультете языка и литературы были открыты три отделения: русский язык и литература,башкирский язык и литература; история. В 1954 г.,в связи с созданием на базе СУИ Стерлитамакского государственного педагогического института,в его составе был образован историко-филологический факультет,который просуществовал до 1959 г.,когда подготовка по специальности «история» была прекращена.
Возобновление подготовки специалистов-историков относится к середине 80-х годов. Изменения в общественно-политической жизни,вызванные процессом «перестройки» привели к оживлению интереса к прошлому нашей страны. В этих условиях было принято решение об открытии новой специальности «История и педагогика». Первый прием по специальности «История и педагогика» состоялся в 1986 году. Самостоятельного исторического факультета еще не существовало,а историко-педагогическое отделение находилось в составе филологического факультета. Общее руководство и организацию учебного процесса осуществляли деканат филологического факультета (декан Б.Б. Гафаров,канд. пед. наук,доцент и зам. декана Л.М. Линецкая,канд. пед. наук,доцент) и кафедра истории КПСС (зав. кафедрой Р.Г. Лукманов,канд. ист. наук,доцент).
В 1989 году историко-педагогическое отделение было преобразовано в самостоятельный исторический факультет. Первым деканом исторического факультета стала О.А. Курсеева
В 1990-1991 учебном году на факультете помимо обучения по специальности «История и педагогика»,начинают вести подготовку студентов по двум новым специальностям – «История и практическая психология»,«История,башкирский язык и литература». Учебный процесс по специальным дисциплинам обеспечивался силами кафедры всеобщей истории,созданной в сентябре 1988 г.,первым заведующим которой был избран к.и.н. В.А. Попов (с 1996 г. д.и.н.,профессор),который с 1993 по 1998 гг. был деканом факультета.
Ассистентами на кафедре были выпускники Башгосуниверситета Г.Э. Емалетдинова,Г.Р. Рахимова,Ю.Е. Варваровский,А.Н. Султанова,выпускники Башкирского госпединститута Ю.Т. Михайлов,А.В. Уваров,Куйбышевского госуниверситета Л.Н. Чернова,М.Н. Дорофеева. Методической подготовкой студентов занимался старший преподаватель Ю.Ф. Козлов,имевший большой практический опыт.
На рубеже 80-х – 90-х гг.,в первой половине 90-х гг. XX века недостаток в высококвалифицированных кадрах восполнялся приглашением для чтения курсов лекций ученых-историков из Уфы. Общие и специальные дисциплины вели проф.,д.и.н. Р.З. Янгузин (БГУ),проф. д. и.н. М.М. Кульшарипов (БГУ),ученые ИИЯЛ БНЦ УрО АН СССР проф. д.и.н В.А. Иванов,к.и.н. С.А. Халфин,В.Н. Васильев,В.В. Овсянников,Р.М. Юсупов,А.Ф. Яминов,У.Х. Рахматуллин. На протяжении ряда лет на факультете читал лекции доцент Кузнецов В.Б. — преподаватель Башкирского государственного педагогического университета.
Долгое время на факультете работал В.А. Иванов,доктор исторических наук,профессор,известный ученый-археолог. В 1996 году он был избран профессором и заведующим кафедрой всеобщей истории,а с 1998 года стал деканом исторического факультета.
Рост научных кадров позволил сформировать в 1998 году новую кафедру «Истории Отечества и методики преподавания истории». С мая 1999 года кафедру возглавляет д.и.н.,профессор Самородов Д.П. Заведующим кафедрой всеобщей истории стал к.и.н.,доцент С.В. Сиротин,который в апреле 2002 года был избран на должность декана исторического факультета
В 2003 – 2009 гг. на базе исторического факультета функционировала специальность «Педагогика и психология». В 2007 г. для обеспечения учебного процесса данной специальности была создана специализированная кафедра Педагогики и психологии (зав. кафедрой доц. Салимова Р.М.). Преподаватели кафедры,студенты и аспиранты внесли весомый вклад в развитие творческого,образовательного и научного потенциала факультета. В 2009 – 2011 гг. в составе исторического факультета находилась кафедра Философии и политологии,социологии и права (зав. кафедрой д.ф.н.,профессор Сабекия Р.Б.).
В настоящее время профессиональную подготовку по историческим дисциплинам осуществляют преподаватели двух специализированных кафедр:
кафедра истории Отечества и МПИ (зав. кафедрой д.и.н.,профессор Самородов Д.П.);
кафедра всеобщей истории и философских дисциплин (зав. кафедрой к.и.н.,доцент Кантимирова Р.И.).
На факультете ведется обучение по специальности:
Научно-исследовательская работа на факультете играет важную роль в деятельности преподавателей и студентов. Организация научной работы осуществляется профессорско-преподавательским составом специализированных кафедр.
Основные направления исследований:
Археология Евразии (Сиротин С.В.,Денисов И.В.).
Методология,историография,источниковедение исторических исследований (Самородов Д.П.).
Экономические,политические,социальные процессы в России. (Семенова Н.Л.,Павлова О.С.,Юсупова Л.Я.).
Социально-экономическая история стран Европы,Азии и Америки. (Емалетдинова Г.Э.,Кантемирова Р.И.,Явнова И.И.).
Теоретические и методические проблемы преподавания истории и обществознания (Богданова А.А.,Мухаметзянова Э.В.).
Результаты научных изысканий широко представлены в материалах и докладах конференций,статьях и монографиях,использовались в учебном процессе,при подготовке учебников и учебных пособий. На факультете плодотворно развивается студенческая наука. Эффективно работает Студенческое научное общество исторического факультета,объединяющее активистов студенческой наук
При кафедрах действуют научные кружки и проблемные группы по археологии,истории России,истории стран Европы,Америки,Азии и Африки. Студенты выполняют научные исследования,результаты которых успешно апробируют на внутривузовских,общероссийских и международных конференциях,региональных конкурсах.
Обучение на факультете строится с учетом таких принципов образовательного процесса,как практико-ориентированный подход,а также принципа оптимального сочетания классических форм обучения (лекции и семинарские занятия) с практическими курсами (практикумы,групповые консультации,интерактивные формы обучения,информационные технологии). В содержательном отношении предусматривается:
ориентированность образовательного процесса на творчество,
компетентностный подход к отбору содержания исторического образования,позволяющий обеспечить развитие и самоопределение специалиста в контексте современного рынка труда;
фундаментализация гуманитарного знания во взаимосвязи с практическим направлением профессиональной подготовки Профессорско-преподавательский состав факультета отличается высокой квалификацией.
Свыше 100% преподавателей имеют ученые степени кандидатов и докторов наук. В своей работе профессорско-преподавательский состав факультета ориентирован на содействие в повышении уровня научной подготовки студентов и качества приобретаемых знаний; обеспечение формирования конкурентоспособности,готовности к динамичной,социальной и профессиональной мобильности.
Особым направлением в работе факультета являются археологические исследования. В ходе экспедиций осуществлялись раскопки древних поселений,курганов и грунтовых могильников эпохи бронзового века,раннего железного века,средневековья,собирался этнографический материал. В исследованных комплексах найдены богатые коллекции вооружения,конского снаряжения,предметы быта,культово-ритуальные вещи,утварь,образцы ювелирного искусства,украшения. Ежегодные археологические экспедиции сплачивают студенческий коллектив,дают уникальную возможность глубже ознакомиться с культурно-историческим наследием древних народов Евразии.
Для студентов исторического факультета действует специализированный читальный зал с фондом исторической литературы и комплексом необходимых учебно-методических материалов,мультимедиа-интернет лаборатория,лаборатория археологических исследований. Студенты исторического факультета отличаются знанием теоретического и фактологического материала по проблемам всеобщей истории и истории России,умением поиска и систематизации исторических источников,знанием методологии и методики исторического исследования,умением квалифицированно преподавать комплекс исторических и общих гуманитарных дисциплин. Факультет осуществляет плодотворное сотрудничество с ведущими научными учреждениями и вузами России. Ежегодно выпускники исторического факультета осуществляют успешное обучение в аспирантуре СФ БашГУ,других вузов и академических учреждений республики по различным областям наук (история,социология,политология,педагогика). На факультете успешно работает студенческий актив,принимающий деятельное участие в подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Студенческая жизнь факультета проявляется и в спортивных достижениях,и в участии студентов факультета в творческих конкурсах и фестивалях. Студенты исторического факультета имеют обширное поле для применения полученных знаний в школах и вузах,органах государственного управления,в политических и общественных организациях. Среди выпускников исторического факультета имеются работники республиканских и муниципальных учреждений,директора школ,работники правоохранительных органов. Большое количество выпускников работают по профилю как в государственных (школы,лицеи,гимназии,ссузы),так и негосударственных образовательных учреждениях республики.
Выпускники исторического факультета с успехом могут применять полученные знания и навыки в:
образовательной сфере;
научно-исследовательской сфере;
культурно-просветительской сфере;
экспертно-аналитической сфере;
организационно-управленческой сфере.
Важным элементом подготовки специалиста-историка является археологическая практика. Впервые она была проведена в соответствии с учебным планом летом 1987 г. Большую помощь и поддержку в организации практики оказали руководство СГПИ во главе с проф. Р.В. Альмухаметовым и Стерлитамакский историко-краеведческий музей (директор И.В. Денисов).
Студенты-первокурсники участвовали в раскопках поселения эпохи бронзы у с. Аитово,Бижбулякского района. В 1988 г. вторая археологическая практика прошла у с. Ветлянка Соль-Илецкого района Оренбургской области под руководством Денисова И.В. и Ракова А.Г.
С 1989 по 1991 гг. археологические практики проходят под руководством Султановой А.Н. С 1992 года руководителем практик стал В.А. Иванов.
Археологические исследования памятников эпохи бронзы,раннего железного века и средневековья в 90-е годы XX в. проходили под руководством археологов из Уфы и Стерлитамака – Васильева В.Н.,Гарустовича Г.Н.,Денисова И.В.,Кириллова С.И.,Сиротина С.В.,Овсянникова В.В. и Яминова А.Ф.
В ходе экспедиций осуществляются раскопки древних поселений,курганов и грунтовых могильников эпохи бронзового века,раннего железного века,средневековья,собирается этнографический материал. Студенты получают базовые навыки проведения археологических разведок,раскопок древних памятников,топографической съемки местности.
С 1995 по 2002 гг. археологические экспедиции были связаны с охранными раскопками,направленными на спасение исторических памятников от уничтожения. Географический диапазон экспедиций достаточно широкий,на протяжении последних лет работы осуществляются в Южном Приуралье и Южном Зауралье. В этот период студенты исторического факультета,совместно с археологами из УНЦ РАН ведут масштабные работы в зонах затопления водохранилищ в Зауральских районах.
Исследуются многочисленные археологические объекты,приобретается богатый полевой опыт. В 2003 году были исследованы элитные курганы эпохи раннего железного века около села Ивановка в Красногвардейском районе Оренбургской области (рук. Богданов С.В.). В 2004 — 2006 гг. археологические экспедиции проводятся в приуральских районах Башкирии. Были завершены исследования Новомусинского курганного могильника,материалы которого оказали серьезное влияние на разработку вопросов хронологии сарматской культуры. Хорошие материалы по эпохе бронзы и раннего железного века были получены при исследовании курганных могильников Канакас II и Ялчикаево II.
В результате раскопок был получен обширный археологический материал. Были получены материалы по хозяйству,быту,материальной культуры племен эпохи бронзы. В научный оборот введены материалы по погребальному обряду,вещевым комплексам,особенностям религиозных воззрений и хронологии раннесарматской культуры.
Масштабные археологические работы разворачиваются во второй половине 2000-х годов. Начинает реализоваться масштабный проект по исследованию элитных курганов высшей кочевой знати в Хайбуллинском районе РБ. Были исследованы курганы и погребальные камеры,имеющие сложное архитектурное устройство. В 2007 году был доисследован курганный могильник Переволочан I. Были исследованы два кургана (курган № 11 и № 12). В 2008 году было исследовано три кургана могильника Переволочан II. В 2009 году были проведены исследования одиночного кургана Яковлевка II. В 2010 году был раскопан курган № 4 могильника Переволочан II. В 2011 — 2012 были исследованы “Авласовские курганы” (Абзелиловский р-н) и курганы Яковлевка VI и ЯковлевкаVIII (Хайбуллинский р-н).
В погребениях найдены богатые коллекции вооружения,конского снаряжения,предметы быта,культово-ритуальные вещи,утварь,образцы ювелирного искусства,украшения. Здесь представлено вооружение ранних кочевников (богатая коллекция клинкового вооружения: мечи и кинжалы; наконечники стрел и копий,боевые топоры секиры,фрагменты пластинчатого панциря,колчанные крючки и т.д.).
Имеются так же украшения,культово-ритуальные вещи,предметы быта – образцы ювелирного и изобразительного искусства,бронзовые зеркала,бусы,проколки,ножи,каменные жертвенники-алтарики и т.д. Помимо этого,представлена гончарная (импортная) и лепная керамика – керамические сосуды разных типов и форм,которые находились в обиходе ранних кочевников. Можно констатировать,что историческим факультетом были исследованы самые богатые курганные комплексы,известные на сегодняшний день на территории Башкортостана.Очевидно,что данные материалы имеют серьезное научное значения как в рамках региональной,так и в рамках российской археологии.
В настоящее время археологические экспедиции исторического факультета СФ БашГУ отличаются высоким уровнем научно-исследовательской и материально-технической организации среди вузов Республики Башкортостан.
Карьерный тьютор исторического факультета
Карьерный тьютор - это преподаватель, передающий студентам представления об их будущей деятельности. Карьерный тьютор активно содействует профессиональному самоопределению и личностному росту студентов, оказывая им помощь в прохождении производственной и преддипломной практик, в выборе темы и направления дипломного исследования, готовит своим подопечным рекомендации работодателям, включает в собственные проекты.
Карьерный тьютор осуществляет свою деятельность на старших курсах (группы ИСТ: 31, 41; ИСТО: 31, 41).
Сектор содействия трудоустройства
Информация о сайтах с вакансиями
Область профессиональной деятельности бакалавров включает работу в образовательных учреждениях всех уровней,архивах,музеях,в экспертно-аналитических центрах,общественных и государственных организациях,информационно-аналитического профиля,в средствах массовой информации (в т.ч. электронные),органах государственного управления и местного самоуправления,туристическо-экскурсионных организациях.
Комплексная подготовка по специальным историческим и общим гуманитарным дисциплинам позволяет молодым специалистам продолжать свое обучение,осваивать новые дополнительные и смежные профессии,а также магистерские программы широкого социально-гуманитарного,педагогического,экономического и юридического профиля. На факультете имеется возможность продолжить обучение в магистратуре по направлениям «Историко-социальное образование»,в аспирантуре по специальности «Отечественная истории».
Специальность ориентирована на следующие виды профессиональной деятельности:
педагогическая;
научно-исследовательская;
экспертно-аналитическая;
культурно-просветительская;
организационно-управленческая.
Высокий уровень профессиональной подготовки позволяет выпускникам факультета реализовать свой научный и творческий потенциал в качестве:
учителя истории;
сотрудника архивов,музеев,библиотек;
научного работника;
документоведа;
археолога;
культуролога;
административного работника;
руководителя сфер образования,науки; культуры;
преподавателя ВУЗа;
государственного и муниципального служащего;
творческого работника СМИ;
специалиста по историко-культурному и познавательному туризму.