Современная кафедра русского языка и литературы образована в 2019 году в результате объединения кафедр русского языка и русской и зарубежной литературы.
Кафедра русского языка и литературы восходит к богатому научному наследию филологического факультета Стерлитамакского государственного педагогического института.
Кафедра русской и зарубежной литературы, вошедшая в состав новой кафедры, – одно из старейших академических подразделений филологического факультета. Она восходит к кафедре русской литературы, образованной в 1962 году и реорганизованной в 1993 году в две. Вторая – кафедра отечественной литературы и методики ее преподавания – вновь была присоединена в результате очередной реорганизации 2012 года.
История кафедры связана с именами известных специалистов высокой квалификации, внесших весомый вклад в решение актуальных проблем литературоведения, методики преподавания литературы и в подготовку высококвалифицированных специалистов: Г.С. Петров, Б.С. Бесчеревных, Ю.С. Бесчеревных, Р.Л. Засьма, Н.М. Пахалуева, Н.В. Ключник, А.Л. Киселев, И.Е. Карпухин, В.А. Зарецкий, Н.Г. Фаткуллина, П.А. Руднев, Р.М. Лазарчук, У.М. Долгих, А.С. Акбашева, С.З. Тикеева, Р.Ш. Царева, Н.П. Хрящева, И.В. Трофимов, Л.Н. Никольская, Е.И. Маркова, Г.Ф. Ануфриев, Р.Х. Якубова, В.А. Беглов, А.А. Федоров, А.В. Нижутина, М.Ш. Кагарманова, Л.В. Басманова, П.М. Таракин, Н.И. Онуфриева и др.
В разные годы кафедрой руководили А.Л. Киселев, В.А. Зарецкий, А.С. Акбашева, В.А. Беглов, И.Е. Карпухин. Параллельно с кафедрой русской литературы кафедру отечественной литературы и методики преподавания, созданную в 1993 году, последовательно возглавляли кандидат педагогических наук С.З. Тикеева и кандидат педагогических наук Л.В. Басманова. Объединенной кафедрой – кафедрой русской и зарубежной литературы – с 2012 до 2019 года руководила доцент Л.В. Басманова.
Исследовательский интерес доктора филологических наук, профессора Василия Алексеевича Беглова был связан с русской литературой XIX-XX вв. в свете проблем жанра, характера, взаимодействий художественных систем разных эпох и авторов.
Неоценимый вклад в развитие научного потенциала кафедры и в филологическую науку внес широко известный литературовед, методолог, теоретик и историк литературы, ученик Б.О. Кормана и Ю.М. Лотмана, доктор филологических наук, профессор Валентин Айзикович Зарецкий, создавший научную школу, определивший стратегическое направление деятельности кафедры, подготовки специалистов для школы и науки. В 1999 году он с блеском защитил докторскую диссертацию «Народные исторические предания в творчестве Н.В. Гоголя. История и биография». В.А. Зарецкий посвятил свою научную деятельность изучению творчества Н.В. Гоголя, А.Н. Радищева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, И. Бунина, А. Блока, В. Хлебникова, А. Платонова и др. Его идеи в области сравнительно-типологического, структурно-семиотического литературоведения и вопросов диалогизма продолжили его ученики, в том числе и ныне работающие – д.ф.н. Э.А. Радь, д.ф.н. Г.М. Ибатуллина, к.ф.н. Г.В. Мишина, закончившие в разное время аспирантуру и докторантуру ведущих университетов страны.
Внутри научной школы В.А. Зарецкого сформировалась научная школа в области цветаеведения под руководством профессора Альмиры Сабировны Акбашевой, первого на кафедре литературоведа, обратившегося к научному исследованию творческого наследия М. Цветаевой, нравственно-философских и художественных исканий, диалога поэтов в начале XX века и проработавшей в родном вузе 46 лет. Профессорами А.С. Акбашевой и Э.А. Радь и их учениками проведены интересные изыскания по творчеству М.И. Цветаевой, реализованы замыслы, связанные с поэтикой образа в произведении, образотворческой мысли художника и смыслопорождающей функции литературы.
Среди учеников профессора В.А. Зарецкого – и преподаватели лингвистических дисциплин: доктора наук И.А. Сыров, Е.И. Беглова, кандидаты наук, доценты А.Г. Судариков, Л.П. Колоколова, Т.Н. Перегудина, Л.А. Шнайдерман, С.В. Минибаева и др.
В честь памяти доктора филологических наук профессора В.А. Зарецкого, проработавшего в нашем вузе более 42 лет, в 2010 году кафедрой была открыта мемориальная библиотека и издана уникальная книга «Любить дело в себе…».
На кафедре русской и зарубежной литературы ведущую роль играл патриарх филологического факультета, фольклорист, внесший весомый вклад в филологическую науку и в подготовку педагогических кадров, – доктор филологических наук, профессор Иван Егорович Карпухин, собравший за полвека работы в вузе в многочисленных фольклорных экспедициях богатейший материал как кладезь мудрости народов, населяющих родной Башкортостан, и оказавший большое влияние на фольклористику Башкортостана. Тема его докторской диссертации – «Свадьба русских Башкортостана как фольклорно-игровой комплекс (вопросы поэтики и межэтнических взаимодействий)» (1998). И.Е. Карпухин посвятил свою научную деятельность современному состоянию русского фольклора в полиэтнической среде, его взаимодействию с фольклором других народов республики, с литературой, бытованию русского фольклора в нерусской этнической среде, вопросам поэтики внутрижанровых и межэтнических взаимодействий.
Долгие годы на кафедре работали: Басманова Лариса Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, много сделавшая для сохранения связи между филологическим факультетом и школой, её научный интерес был связан с методикой преподавания литературы; Басманов Пётр Александрович, заместитель декана по воспитательной работе, ставший на долгие годы руководителем и вдохновителем ежегодных Пушкинского фестиваля и фестиваля «Живые родники народной памяти».
Основу научного наследия кафедры определили главные направления научно-исследовательской работы: «Художественный образ в литературе и фольклоре», «Эстетические и смыслопорождающие функции художественного текста», «Методология и методика филологического образования». Важное направление, унаследованное новой кафедрой от кафедры русской и зарубежной литературы, – исследование в историко-литературном процессе вопросов традиций и новаторства. Научные взгляды преподавателей кафедры характеризуются широтой интересов, объемлющих и архаические культуры, и современность, и Запад, и Россию, и классику, и модернизм. Проблемы анализа художественного текста, диалогизма, автора и читателя, поэтика классической литературы и др. находят развитие в монографиях и трудах.
Кафедра развивает лучшие традиции научных и научно-методических школ РФ –ленинградской (санкт-петербургской), московской, самарской, екатеринбургской, ведет большую научно-теоретическую и практическую работу в области школьной и вузовской методики преподавания литературы, активно сотрудничает с учителями Южного региона Башкирии. Так, по инициативе А.С. Акбашевой и Л.М. Линецкой на факультете в конце 1980-х гг. был открыт Методический центр для учителей-словесников Юга республики по актуальным проблемам изучения русского языка и литературы. А совместно с известным ленинградским ученым-филологом В.Г. Маранцманом – Лаборатория по изучению читательского восприятия школьников и студентов под руководством А.С. Акбашевой. Преподаватели проводят семинары, курсы повышения квалификации, методические консультации, участвуют в научных конференциях учащихся гимназий и школ, городских и республиканских олимпиадах по литературе. Опыт этого сотрудничества поистине уникален: нет аналогичных примеров в стране, каким является издание 5 (пяти) сборников научно-методических материалов учителей начального и среднего звеньев образования Альшеевского района РБ под общей редакцией профессора И.Е. Карпухина. Кафедра принимала деятельное участие в создании гимназий, педколледжей и лицеев (гг. Стерлитамак, Салават, Кумертау, Мелеуз, п. Раевский).
Большое внимание на кафедре уделяется совершенствованию учебного процесса, повышению научно-теоретического уровня лекционных и семинарских занятий, оптимальному сочетанию фундаментальной и практической подготовки студентов. В последние годы в учебном процессе все активнее используются современные образовательные и информационные технологии, осуществляется инновационная деятельность.
На кафедре сложилась эффективная система, включающая в себя работу студенческих проблемных групп, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, проведение студенческих научно-практических конференций, участие в Международных, Всероссийских и республиканских конкурсах научных и методических работ. Ежегодно студенты филологического факультета под руководством методистов кафедры принимают участие во Всероссийском студенческом фестивале «Учитель российской словесности». Конкурсанты неоднократно становились финалистами конкурса в номинации «Урок литературы», награждались дипломами I степени, а руководители – Благодарственными письмами МО РФ.
Доброй традицией стало проведение внеаудиторных мероприятий со студентами, как ежегодные фестиваль «Живые родники народной памяти» (переросший рамки факультетского и приобретающий региональный статус), «Пушкинский фестиваль», Литературный тимбилдинг, литературные вечера и салоны, посвященные творчеству русских и зарубежных писателей, а также олимпиады, конкурсы, викторины.
В 2000-м году на кафедре была открыта аспирантура по специальности 10.01.01 – русская литература (руководители: В.А. Зарецкий, И.Е. Карпухин, А.С. Акбашева). Защитились: 2005 г. – О.В. Молодкина О.В., 2007 г. – Ю.А. Сергеева (Старицына), Г.В. Мишина, 2008 г. – И.Ю. Будаева (Латыпова), Г.Ф. Ситдикова, 2009 г. – С.М. Заяц, 2017 г. – С.Р. Ибрагимова. В 2020 г. рекомендованы к защите: Д.С. Яковлева и В.В. Огородова. В настоящее время руководство аспирантами осуществляют доктора наук Э.А. Радь и Г.М. Ибатуллина.
В настоящее время программой аспирантуры по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, направленность «Русская литература» руководит доктор филологических наук Эльза Анисовна Радь.
Кафедра русского языка, вошедшая в состав новой кафедры, ведет свое начало от специальной кафедры языка и литературы, которая в 1946-1947 учебном году обслуживала три отделения Стерлитамакского учительского института. В 1953 году кафедра языка и литературы разделяется на две: кафедру русского языка и литературы и кафедру башкирского языка и литературы. В связи с реорганизацией учительского института в 1954 году в педагогический и малочисленностью кафедры башкирского языка и литературы вновь происходит объединение кафедр. В 1962 году кафедра языка и литературы разделяется на две самостоятельные кафедры: кафедру языка и кафедру русской и зарубежной литературы. В состав кафедры языка входили преподаватели русского и башкирского языков, а также преподаватели иностранных языков. В 1960-е годе кафедра иностранных языков и кафедра башкирского языка и литературы выделились в самостоятельные.
В 1984 г. единая кафедра русского языка разделилась на две: кафедру русского языка и кафедру преподавания русского языка в национальной школе. Последняя явилась предшественницей кафедры лингвистики и журналистики, которая образовалась в 2009 году. Эту кафедру возглавила кандидат педагогических наук, доцент Р.С. Каримова и осуществляла руководство ею в течение 16 лет. В 2000 году на должность заведующего кафедрой была избрана кандидат филологических наук, доцент Л.Г. Инчина. А кафедрой русского языка долгие годы руководил доцент А.Г. Судариков.
Первым заведующим кафедры русского языка (1966-1973) был доцент Иван Егорович Семин. В разные годы кафедрой руководили кандидаты наук Л.Е. Юрасова, Л.Н. Санжаров, А.Г. Судариков, доктора филологических наук Игорь Анатольевич Сыров, Елена Ивановна Беглова. В июне 2012 г. кафедра русского языка объединяется с кафедрой лингвистики и журналистики (заведующий кафедрой – кандидат филологических наук, доцент Инчина Л.Г.) и переименовывается в кафедру русского языка, стилистики и журналистики.
С 2013 года и по сей день кафедрой (уже в новом статусе) руководит кандидат филологических наук, доцент Светлана Винеровна Минибаева.
Продолжительное время на кафедре трудились Ю.А. Ласков, Т.П. Алексеева, А.Э. Хмелевский, И.Е. Сёмин, А.В. Смирнов, С.Т. Малышев и др. Интересен профессиональный путь Ольги Мироновны Трахтенберг, начавшей свою деятельность в Стерлитамакском пединституте в 1946 году ассистентом, ставшей первым в городе кандидатом филологических наук. С ее именем связана организация диалектологических экспедиций по районам Башкирии. Первые диалектологические экспедиции кафедры проходили, когда в стране проводилась работа по составлению диалектологического атласа русских говоров. Многим поколениям студентов запомнились лекции и практические занятия по исторической грамматике О.М. Трахтенберг и по старославянскому языку и русской диалектологии Анатолия Александровича Сиренко.
В разные годы на кафедре работали Т.А. Кильдибекова, З.Г. Сахипова, Р.Л. Засьма, Е.М. Смирнова, Б.Ф. Любченко, М.В. Потапешкина, Л.Н. Касьянова, Р.С. Шпарага, В.М. Беннер, Ф.Х. Кайгулова, Э.Д. Ончуков, Р.Г. Гильманова, Л.Г. Зазулина, В.Г. Кутлугильдина, Л.Г. Инчина, И.С. Чудинова, А.П. Чудинов (ныне доктор филологическихнаук, профессор, зав. кафедрой УГПУ), В.Я. Пастухова, З.М. Дударева (доктор филологических наук), В.А. Урманцева, Е.И. Кабальнова, А.И. Муллагулова, Б.Н. Егорова, Р.С. Каримова, Т.Н. Перегудина, Е.И. Беглова (доктор филологических наук), Л.М. Линецкая, Л.В. Климина, Л.Н. Шнайдерман, Н.В. Пятаева (доктор филологических наук) и др.
Долго и плодотворно работали на кафедре: Любовь Герасимовна Инчина, кандидат филологических наук, выпускница МГУ им. М.В. Ломоносова, её научный интерес был связан с диахроническим исследованием русского литературного языка; Валентина Яковлевна Пастухова, кандидат филологических наук, долгие годы проработавшая заместителем декана и деканом филологического факультета; Елена Ивановна Беглова, первый на кафедре доктор филологических наук, чьи научные интересы сосредоточены на проблемах лексикологии, стилистики, вопросах филологического анализа текста.
Научная деятельность доктора филологических наук, профессора Игоря Анатольевича Сырова, начавшего трудиться в родном вузе сразу после окончания института в 1987 году, связана с актуальными проблемами теории текста, гендерной лингвистики, вопросами синтаксиса простого и сложного предложения. Тема его докторской диссертации – «Способы реализации категории связности в художественном тексте» (2005). Он определил и направление научной деятельности своих учеников, в том числе ныне работающих на кафедре – кандидатов филологических наук А.В. Сидоренко и О.О. Хасановой.
Кандидат педагогических наук, профессор Лариса Марковна Линецкая – автор открытия творческой лаборатории «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как основа формирования ключевых компетенций», созданной в рамках договора, который был заключен филологическим факультетом с МАОУ «Гимназия № 2» г. Стерлитамака. Деятельность лаборатории осуществлялась по трем направлениям: повышение квалификации педагогов и администрации гимназии; организация работы с обучающимися; научно-методическая работа педагогов. За время работы лаборатории проведено психологическое исследование по проблеме «Создание психологического портрета обучающегося-исследователя».
Основу научного наследия этой кафедры составили такие направления научно-исследовательской работы: «Слово в словаре и тексте», «Методология и методика высшего профессионального и школьного образования», «Живые процессы в современном русском языке».
Основными коллективными научными трудами кафедры являются: коллективные монографии «Русский язык: история и современное функционирование» (2018 г.) и «Русский язык: проблемы истории и современного функционирования» (2019 г.); учебный словарь «Современный русский литературный язык и методика его преподавания» с грифом Министерства образования и науки РФ (2012, 2015) (авторы: И.А. Сыров И.А., Е.И. Беглова, Л.М. Линецкая, Л.А. Шнайдерман, В.А. Урманцева, С.В. Минибаева, Е.А. Антонова, Е.И. Иванова, А.В. Сидоренко).
В 2013, 2014, 2017 гг. в издательстве Московского университета вышли три выпуска Международной коллективной монографии «Лексикографические штудии», издание которой стало результатом академического сотрудничества с кафедрой белорусского языкознания Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка (зав. каф. к.ф.н. Д.В. Дятко), преподавателями БашГУ (д.ф.н. Л.А. Сергеевой), БашГПУ им. М. Акмуллы (д.ф.н. Е.А. Яковлевой), других вузов Башкирии и России (к.ф.н. А.Ф. Гершановой и к.ф.н. Э.Р. Каюмовой), лексикографами из Украины (к.ф.н. С.Е. Игнатьевой), Польши (д.ф.н. И.А. Ндяй). Два первых выпуска были переизданы в Берлине.
Кафедра русского языка ведет активную работу по дополнительному образованию: разработаны и работают курсы профессиональной переподготовки «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью» (руководитель – С.В. Минибаева), «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Русский язык и литература» (руководитель – Л.П. Колоколова), курсы повышения квалификации, реализуемые с применением в полном объеме дистанционной образовательной технологии.
Магистратура – это часть высшего образования, его второй уровень. Обучение в магистратуре дает возможность бакалаврам и специалистам получить новые профессиональные компетенции, повышающие их квалификацию, а также является стимулом к саморазвитию и открывает возможности для реализации планов по трудоустройству.
В 2012 году на филологическом факультете открыта заочная магистратура по направлению 44.04.01 Педагогическое образование.
С 2020 года на филологическом факультете реализуются очная и заочная формы обучения в магистратуре по программе «Филология в диалоге языков и культур».
С 2022 года на филологическом факультете открыта заочная магистратура по направлению 45.04.01 Филология по программе «Филологическое обеспечение информационно-коммуникативной деятельности».
Научный руководитель образовательной программы магистратуры – кандидат филологических наук, доцент Мигранова Лилия Шатлыковна.
Магистратура позволяет продолжить или изменить траекторию получения высшего образования с целью повышения квалификации, расширения потенциала выпускника в поисках достойной работы.
В магистратуру имеют право поступать бакалавры и специалисты, получившие высшее образование в любом вузе, на любом факультете без ограничения по возрасту.
Продолжительность обучения:
заочная форма: 2 года 6 месяцев,
очная форма: 2 года.
Магистранты имеют право совмещать учёбу с работой. По окончании магистратуры выпускники защищают магистерскую диссертацию и получают академическую степень магистра.
Учебными планами подготовки магистров, кроме лекций и практических занятий, предусмотрены различные виды практик, которые проводятся на базе кафедры русского языка и литературы, кафедры германских языков и на базе информационно-издательского центра СФ БашГУ. Магистранты участвуют в работе научно-исследовательского семинара, являющегося частью научно-исследовательской работы.
Магистр подготовлен к педагогической, научно-исследовательской, прикладной (коммуникационно-информационной, переводческой, редакционно-издательской, проектно-организационной) деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области филологического образования.
Аспирантура по специальности 10.02.01 – русский язык была открыта в 2008 году. За первые три года существования аспирантура сумела определить перспективы научных исследований, связанные с актуальаными проблемами современной лингвистики: лингвокультурология, социолингвистика, теория текста, теория речи, этнопсихолингвистика, парадигмы и методология современной лингвистики, семантика текста и др. Успешно защитились: 2012 г. – А.В. Сидоренко, Э.Р. Каюмова, О.О. Хасанова, О.А. Шарипова; 2013 г. – Г.Б. Верченко, Л.Р. Байдавлетова, Н.С. Кадырова; 2017 г. – А.С. Насырова. Руководство аспирантами осуществляют доктора наук И.А. Сыров и З.М. Дударева.
В настоящее время руководителем аспирантуры по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, направленность «Русский язык» является доктор филологических наук Зайтуна Мухтаровна Дударева.
На объединенной кафедре сегодня работает 10 преподавателей, среди них:
4 доктора филологических наук, профессора (Игорь Анатольевич Сыров, директор СФ БашГУ, Зайтуна Мухтаровна Дударева, Гузель Мртазовна Ибатуллина, Эльза Анисовна Радь);
5 кандидатов филологических наук, доцентов (Светлана Винеровна Минибаева, Галина Витальевна Мишина, Лилия Шатлыковна Мигранова, Лидия Петровна Колоколова, Ольга Олеговна Хасанова);
1 старший преподаватель (Анастасия Владимировна Кривицкая).