Факультет педагогики и психологии
«Уже в начальных классах я твердо решила стать учителем»
Римма Валеевна Канбекова – доктор педагогических наук, профессор
Римма Валеевна – видный ученый, преподаватель в области математических дисциплин, автор более 300 публикаций. Большое внимание Канбекова Р.В. уделяет воспитанию молодого поколения педагогов и учёных. Под ее руководством защищены 4 кандидатские диссертации, подготовлены высококвалифицированные специалисты, работающие во многих сферах народного образования.
Профессиональная деятельность Риммы Валеевны отмечена высокими наградами: званием «Отличник народного образования», знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
В настоящее время Римма Валеевна работает в должности профессора кафедры теории и методики начального образования.
– Римма Валеевна, вы поддерживаете отношения со своими школьными или университетскими друзьями?
– Много лет прошло с тех пор, как я окончила математический факультет БГУ (в г. Уфа), но продолжаю общаться и дружить (причем, не только виртуально, «в сетях»), но и реально: каждые 5 лет после окончания университета, проходят «вечера встречи» однокурсников. Есть среди моих однокурсников самые близкие мне люди, почти родные, которые всегда рядом: «и в радости, и в горе». К другим – всегда можно обратиться за помощью и поддержкой, с ними мы всегда на «ты», какой бы высокий пост каждый из нас потом не занимал. Уверена, что в студенческие годы завязывается самая крепкая и верная дружба, и кем бы вы потом ни стали, какие бы должности ни заняли, друг другу вы останетесь «друзьями юности», от которых ничего невозможно скрыть и невозможно их обмануть.
– Что побудило Вас стать на преподавательскую стезю?
– В мои студенческие годы существовала практика распределения молодых специалистов. Создавалась комиссия из работодателей (руководителей школ, вузов, учреждений и т.п.). В означенный день выпускники представали перед комиссией, в составленной деканатом очерёдности: по успехам в учёбе, «рейтингу», как сейчас говорят. Вот так, после окончания университета, я получила распределение на работу в Уфимский нефтяной институт и была принята на должность ассистента в вуз. В УНИ я проработала три очень счастливых года своей жизни, и решила, что надо дальше «образовываться», чтобы стать настоящим вузовским преподавателем.
– Кто из преподавателей повлиял на всю Вашу будущую жизнь?
– С учительской профессией я определилась очень рано. Уже в начальных классах я твердо решила стать учителем: навсегда понравились: сам процесс учебы, обожаемая учительница, просто сама атмосфера школы. Ни завод, ни больницу я никогда не представляла местом своей работы: только школьный класс, и, потом в течение трудовой деятельности, ни разу не изменила своего мнения.
– Если бы вам пришлось стать студенткой нашего факультета, кто был бы вашим любимым преподавателем?
– В старших классах я стала с увлечением заниматься в математическом кружке и принимать участие в олимпиадах. Появились первые успехи: призовые места, сначала на уровне города, потом по республике. Я тогда, конечно, вообразила себя («издержки молодости!») «способным математиком». Просто школа, мои замечательные учителя приучили меня всё делать тщательно и внимательно. Вот это всё и определило мой выбор. Теперь, с высоты взрослых лет, я, конечно, понимаю, что была я самой обычной ученицей, просто отличницей.
К сожалению, я не смогу ответить на вопрос, на чьей бы лекции я бы хотела побывать, поскольку для этого нужно было бы сравнить лекции разных преподавателей, а такой счастливой возможности нет у преподавателя, она есть только у каждого студента факультета. Само существование факультета и неизменно его высокий рейтинг доказывают, что каждое занятие, проводимое на факультете, удовлетворяет всем требованиям реализуемой образовательной программы и критериям профессиональной подготовки.
– Были ли какие-то интересные/курьезные ситуации за время преподавания?
– Без малого полвека я работаю в нашем вузе. Начала работать в Стерлитамакском пединституте, на физматфакультете, ассистентом. Занятия в те времена проводились парой преподавателей: лекции читал опытный преподаватель, а практические занятия вёл ассистент. Лектор требовал от своего ассистента обязательного посещения его лекций, с тем, чтобы ему было ясно, какие теоретические вопросы нужно отработать при решении задач. Вот впервые пришла я на лекцию, села за последнюю парту, потихоньку аудитория стала заполняться студентами. Со мной рядом сели молодые люди, началась лекция. Преподаватель говорил быстро, сосед не успевал записывать, постоянно уточнял у меня: «что ты тут написала, дай-ка я перепишу», он явно принял меня за студентку. А на следующей паре у этих студентов было моё практическое занятие, мои соседи неловко себя почувствовали.
– Легко ли быть преподавателем? Какие трудности этой профессии труднее всего перенести?
– Современные студенты и наши студенты – не исключение, чрезвычайно прагматичны, у них почти отсутствуют романтические порывы. Их можно заинтересовать только тем, что принесёт им «личную пользу». К примеру, предлагаю дополнительно решить задачи повышенной трудности (непосредственно относящиеся к теме занятия), сразу вопрос: «сколько рейтинговых баллов будет составлять эта работа?» Прежде чем подготовить доклад на конференцию, принять участие в математической олимпиаде, написать статью, студенты интересуются «ценой вознаграждения». Современные студенты считают, что любое их деяние на пользу факультета, университета, будь то участие в студенческой самодеятельности, выполнение общественного поручения и т.д. должно быть поощрено баллами и обязательно учтено при выставлении экзаменационной оценки по предмету (желательно, по математике).
– Что бы Вы пожелали нынешним студентам?
– Суждения современных студентов показывают, что часть из них не разделяет моё мнение о том, что им нужно хорошо знать математику, считая, что для преподавания предмета в начальных классах им достаточно знаний, полученных в начальной школе (или в средней школе). Не всегда убеждают их мои объяснения, что математические знания способствуют формированию большинства нервных связей в мозгу, устойчивость которых собственно и является образованием. Математика учит думать, анализировать. Приучает к кристальной точности формулировок, без метафор и двусмысленностей. Постоянно повторяю современным студентам: «Может вузовские знания по математике забудутся, но нейронные связи, наработанные вашим мозгом, навсегда останутся в нём и помогут принимать правильные решения не только в будущей профессии, но и во многих жизненных ситуациях».
– Поделитесь, пожалуйста, Вашим главным достижением в жизни.
– Главные мои достижения: я осуществила свою мечту – стала учителем, профессором, занималась всю жизнь любимым делом: обучением молодёжи учительской профессии, с которым до сегодняшнего дня не могу расстаться. Имею много учеников (студентов, магистрантов, аспирантов, учителей), которые с уважением вспоминают меня и мои занятия (надеюсь, и с благодарностью). Я счастлива как женщина, прожила с умным и любящим мужем 50 лет, который всегда с огромным уважением относился к учительской профессии, счастлива как мать и бабушка.
- Спасибо, Римма Валеевна, за интервью!
– И я благодарю Вас за занимательные вопросы!
Беседу вела: Аида Муллагулова