Предисловие

Уходящий 2023 год Указом Президента России Владимира Путина был объявлен Годом педагога и наставника.

Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

В нашей жизни преподаватели – это не просто педагоги, выступающие транслятором академических знаний, это те, кто берет на себя роль наставника. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что качественное высшее образование в филиале – это источник квалифицированных кадров для различных отраслей страны и залог ее процветания.

Преподаватели Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий вносят большой вклад в развитие российской высшей школы, а также помогают студентам стать разносторонними личностями, за что мы им очень благодарны.

В номере

Наш новый номер газеты «Вестник СФ УУНиТ» – особенный.

Он посвящён наставникам и педагогам СФ УУНиТ, помогающим молодым людям осознать свои профессиональные цели, понять, что необходимо для их достижения.

На страницах номера – истории о преподавателях Стерлитамакского филиала Уфимского университета. Все они разные, но объединяет их одно: за сюжетом каждой биографии – путь в один университет, к нашим студентам.

История нашей alma mater пишем мы.
Прямо сейчас.
На ваших глазах – в этом номере.


Материал подготовили представители малых пресс-групп Стерлитамакского филиала Уфимского университета.

Филологический факультет

«Самое главное – доводить всё начатое до результата»

Кривицкая Анастасия Владимировна – заместитель декана по воспитательной работе, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы.


– Анастасия Владимировна, расскажите о Вашем пути к преподавательской деятельности? Почему Вы выбрали именно эту профессию?

– Когда я была маленькая, мой папа работал фотокорреспондентом и видеооператором, дружил с лучшим ведущим того времени, Галимьяном Салимовым, поэтому с ранних лет во мне зародилась любовь к красивому слову. Меня увлёк мир новостей и я, наверное, стала бы блогером, но это было то время, когда интернета ещё не было, поэтому мне оставалось мечтать о работе диктора теленовостей. Ещё в школе я для себя решила, что диктор телевидения должен обладать грамотной речью и без колебаний поступила на филологический факультет.

Во время обучения в университете я полюбила научную деятельность, участие в различных конференциях. Закончив магистратуру по направлению «Язык рекламы и СМИ», я (имея преподавательский стаж) без труда устроилась на работу в строительный колледж. Оказывается, всё это время за мной наблюдала декан филологического факультета Наталия Борисовна Мухина. Она помогла мне принять верное решение – поступить в аспирантуру, а ещё через 2 года предложила мне должность ассистента на кафедре. Однако, любовь к журналистике я не позабыла – вот уже несколько лет я веду курсы по переподготовке для студентов, передаю знания, полученные в магистратуре и на онлайн-курсах.

Путь педагога никогда не заканчивается! Сейчас мне предстоит подготовка к защите кандидатской диссертации.

– Что для вас значит «Быть преподавателем»?

– Быть преподавателем – значит любить то, чем занимаешься! Быть примером для своих воспитанников, помогать открывать что-то новое, вести их вперед, к победе! Работать над собой, самосовершенствоваться и вдохновлять.

– Какие человеческие качества важны в Вашей работе?

– Для работы преподавателем, несомненно, нужны лидерские качества! Их нужно проявить во время организации учебного процесса, а потом спрятать, чтобы дать возможность студентам проявить самостоятельность в поиске новых решений. В общении с учениками важно быть искренним и тактичным. И самое главное – доводить всё начатое до результата.

– Кто для Вас является наставником?

– Изо дня в день примером не только для меня, но и для всех сотрудников (да и студентов факультета тоже) является наш декан – Наталия Борисовна Мухина. Не перестаю удивляться, откуда в красивой женщине столько сил и несгибаемой воли?! Мне кажется, нет такой проблемы, которая могла бы застать Наталию Борисовну врасплох: она всегда найдёт нужное решение и поддержит советом.

– Поделитесь яркими воспоминаниями из студенческой жизни?

– Студенческие годы самые прекрасные! Поэтому их хочется продлить, обучаясь в магистратуре и аспирантуре! Это огромное поле для новых возможностей. Я заняла 2 место в международной интернет-олимпиаде по русскому языку, победила в конкурсе «Мисс СФ БашГУ», проводя урок для школьников Москвы, заняла 1 место, победила в конкурсе «Лучший выпускник СФ БашГУ» – одним словом, взяла от студенческой жизни всё!

– Анастасия Владимировна, расскажите, пожалуйста, о своих увлечениях?

– В студенческие годы я пела в факультетском ансамбле. Обучаясь в магистратуре, всерьез увлеклась бальными танцами, и, реализовав детскую мечту, даже приняла участие в соревнованиях. К сожалению, времени на профессиональные занятия сейчас нет.

Люблю готовить для своей семьи, печь пироги и торты (недавно даже прошла мастер-класс по созданию полезных десертов без сахара). Ну, а если остается время, занимаюсь пошивом одежды: труд кропотливый, но того стоит.

– Какой совет Вы дали бы нам - студентам?

– Я бы посоветовала студентам ничего не откладывать на потом! Если есть какие-то цели, нужно начинать к ним движение незамедлительно. Да, это порой очень сложно и страшно. Верьте в себя! У Вас всё получится!

– От лица всех студентов филологического факультета благодарю Вас, Анастасия Владимировна, за интервью, за Ваш бесценный труд и безмерную любовь к каждому из нас! Мы Вас ценим и любим!

– И я хочу поблагодарить Вас за столь интересные вопросы! С большим удовольствием отвечала на каждый из них.

Беседу вела: Дарья Семина

Экономический факультет

«От школьной любви к экономике до декана Экономического факультета»: о любви к профессии, актуальности наставничества и планах на будущее»

Мурзагалина Гульназ Миннуловна – декан экономического факультета, доцент, кандидат экономических наук


В нашей статье вы узнаете, как Гульназ Миннуловне удаётся успевать везде и во всем, заниматься любимым хобби, всегда быть на позитиве и на одной волне со студентами.

– Здравствуйте, Гульназ Миннуловна! Расскажите в 2-3 предложениях о себе, о Ваших увлечениях и хобби, помимо основной деятельности.

– Я считаю себя творческой и креативной личностью. При наличии плотного графика на работе, мне удаётся посвящать себя не только научной деятельности, но и читать интересные книги, заниматься кулинарией и активно вести странички в своих социальных сетях.

– Это очень здорово, что Вам удаётся ежедневно совмещать столько дел! 2023 год посвящён педагогу, тренеру и наставнику. Почему Вы решили связать свою жизнь с экономической сферой и стать преподавателем?

– В экономику я влюбилась ещё в школьные годы и в дальнейшем приняла решение поступить на специальность «Бухгалтерский учет и аудит». Мне посчастливилось стать одной из первых, кто обучался по этой специальности. Студенческая жизнь была очень яркая и активная: участие в многочисленных научных конференциях, мероприятиях и общественной жизни университета. Возможно, именно из-за этого меня и пригласили остаться преподавателем.

– Да, быть преподавателем – очень непростая, но такая интересная профессия! Думаем, ни у кого не будет сомнений, что Вы являетесь незаменимым помощником для студентов экономического факультета. Как Вы считаете, какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать наставник?

– Я уверена, что хорошему наставнику присущи такие качества, как ответственность, самоорганизованность, высокий профессионализм, целеустремлённость, терпение, отзывчивость, коммуникабельность, умение передавать накопленные знания и опыт. Обладая этими качествами, можно больше сблизиться со своими студентами, стать для них верной опорой и поддержкой.

– А как Вы считаете, актуально ли быть наставником в наше время?

– Актуально ли быть наставником в наше время? Однозначно, да! Наставничество помогает не только ученикам помочь найти правильную дорогу в жизни и взглянуть на ситуацию под другим углом, но и самому руководителю. Благодаря такой непростой, но увлекательной работе наставник также развивает в себе чувства терпимости, сопереживания, глубже понимает жизнь своих учеников и на практике проходит этот опыт вместе с ними.

– Полностью согласна с Вашими словами! Хороший наставник рядом – первый шаг на путь к успеху для каждого человека. Гульназ Миннуловна, хотелось бы поинтересоваться Вашими планами на будущее, а также каких целей хотите достигнуть в ближайшее время?

– Касаемо ближайших планов на будущее, то это, несомненно, кропотливая работа над монографиями, посвящёнными организационным, управленческим и финансовым аспектам развития малого бизнеса в условиях меняющейся экономики, а также написание различных научных статей и публикаций. Но самая главная цель – не останавливаться на достигнутом, всё время двигаться вперёд и никогда не отступать, так как впереди ещё много новых побед, свершений и запоминающихся моментов!

– Гульназ Миннуловна, спасибо Вам огромное, что уделили время и дали нам небольшое интервью. Желаю Вам всего самого лучшего на жизненном и профессиональном пути!

– Большое спасибо за Ваши пожелания, я всегда открыта к общению со студентами! Была рада ответить на все Ваши вопросы!

Беседу вела: Алина Шамсутдинова
Факультет башкирской и тюркской филологии

«Успешный результат зависит не только от того, насколько четко поставлены цели и задачи, но и от человеческих взаимоотношений»

Илишева Раиса Хакимовна, к.ф.н., доцент, декан факультета башкирской и тюркской филологии, Отличник образования РБ, награждена нагрудным знаком РФ «За развитие научно-исследовательской работы студентов», Почетный работник ВПО Российской Федерации


В современном мире наставничество становится все более востребованным и актуальным. Оно помогает молодым профессионалам получить опыт и знания от более опытных коллег, а также развиваться и расти в своей профессии.

В интервью с Раисой Хакимовной мы узнали подробно о процессе наставничества, о том, что ей больше нравится в наставничестве и какие проблемы могут возникнуть в сфере наставничества.

– Райса Хакимовна, Как долго Вы занимаетесь наставничеством? Каких успехов Вы достигли в наставничестве?

– Наставничество в нашем обществе в последние годы стало популярным, его преподносят как что-то новое, неизведанное. Хотя обучение в вузах всегда основывалось на наставничестве: здесь для нас, вузовских преподавателей, нет ничего нового. Порой, кажется, что старое, традиционное, лучшее, что было раньше, возвращается к нам в новой форме: для объективности скажу, что учитель советской школы так же был не только простым предметником... Что касается личного опыта работы, как наставника или достижений, возможно, следует упомянуть нагрудный знак Российской Федерации «За развитие научно-исследовательской работы студентов». Награду мне вручили в 2008 году. Я очень рада, что мой скромный труд в качестве наставника был оценен так высоко.

– Что Вам нравится больше всего в наставничестве?

– Это совместный труд ученика и учителя. Это сотворчество и ответственность друг перед другом. Успешный результат зависит не только от того, насколько четко поставлены цели и задачи, соблюдены ли сроки, но и от человеческих взаимоотношений. Для студента опыт работы с научным руководителем на всю жизнь, это своеобразная школа. Работа наставника – работа творческая. Мне это нравится, увлекает.

– Какие проблемы вы встречали при наставничестве?

– Научный руководитель и его подопечные, руководитель кружка и его члены, руководитель проекта и члены творческой группы – это наша повседневная реальность. Естественно, в каждой работе имеются свои проблемы. На мой взгляд, часть проблем, касающихся нашей работы в качестве наставника, имеет системный характер. Это объективные обстоятельства, сложившиеся в обществе и на рынке труда, в сегменте которого мы работаем. Это набор мотивированных студентов, качество приема. Готовность молодого поколения получать те навыки, которые мы даем, готовность посвятить себя работе учителя родных языков. У нас всегда есть некий переходный период, когда на младших курсах работаешь пока с “сырым материалом”, формируешь у подопечных мотивацию учиться профессии и перенять необходимые к ней навыки. Я горжусь своими коллегами: мы по окончании выпускаем студентов, окрыленных идеями, с горящими глазами, благодарных своим наставникам, факультету. В этом я вижу именно результат работы наших преподавателей в качестве наставников. Этот труд неоценим.

– От имени всех студентов факультета башкирской и тюркской Филологии, мы благодарим Вас за Ваш труд, за Вашу глубокую приверженность к работе. Мы ценим то, что Вы являетесь нашим наставником и передаёте нам свои знания и делитесь своим опытом. Мы вас любим, уважаем и дорожим!

– Огромное спасибо за теплые слова, мне очень приятно передавать свой опыт и знания дорогим для меня студентам!

Беседу вели: Ильмир Кутлугильдин, Ольга Никитина
Факультет математики и информационных технологий

«Любите тех, кому преподаёте»


Гюзель Галимзяновна Биккулова – заместитель декана по воспитательной работе факультета математики и информационных технологий, доцент, кандидат физико-математических наук, учитель математики, информатики и вычислительной техники.


Гюзель Галимзяновна является непосредственным наставником студентов, направляет их в творческой и учебной деятельности, к тому же, она преподает математику у всех направлений нашего факультета. Именно поэтому нам стало интересно, как и почему Гюзель Галимзяновна избрала путь наставника.

– Гюзель Галимзяновна, почему Вы выбрали путь преподавателя?

– Одной из любимой игр моего детства была «игра в школу»: я обучала кукол и даже выполняла за них в маленьких тетрадочках домашние задания. Но профессию учителя я не выбрала, хотя моя мама, будучи учителем математики, говорила о многих преимуществах этой профессии: в советское время профессия учителя была почетна и уважаема. Жизнь сложилась так, что я поступила в наш университет (в то время он назывался «Стерлитамакский государственный педагогический институт»). И ни разу об этом не пожалела. Мне очень нравится моя работа, люблю математику за ее абсолютную точность, получаю море позитива в общении с молодежью.

– Что является самым сложным в вашей работе, с какими трудностями Вы сталкиваетесь?

– Трудности и сложные моменты нигде не исключены, они возникают и решаются в рабочем порядке. Хочется сказать, что особую обеспокоенность вызывает положение учителя в современном обществе. 2023 год Указом Президента объявлен Годом педагога и наставника, и мы все надеемся, что будут приняты действенные решения, направленные на повышение престижа учителя, ведь именно педагог формирует будущее страны.

– Как Вам удаётся совмещать профессиональную деятельность с личной жизнью? Чем Вы любите увлекаться в свободное от работы время?

– Тридцать лет связывают меня с родным факультетом. Поэтому профессиональная деятельность тесно переплетается с личной жизнью: коллеги давно уже стали близкими людьми, а факультет – вторым домом. Свободное от работы время я посвящаю домашним делам, а начиная с весны – садоводству. Работа с землей заряжает меня энергией и дает душевное равновесие.

– Какой Вы можете дать совет тем, кто также хочет взять на себя роль наставника?

– Мне очень близки слова русского историка В.О. Ключевского: "Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь". Для наставника это означает любить свое дело, любить своих подопечных, передавая им свои знания и опыт.

– Спасибо, Гюзель Галимзяновна, за прекрасные слова! Желаем Вам всегда сохранять уверенность в своей работе и продолжать вдохновлять студентов любовью к вашему делу!

– Спасибо вам за столь интересную и дружескую беседу. Уверена, что благодаря студентам моя работа и дальше будет доставлять мне огромное удовольствие!

Беседу вели: Вероника Кашун, Никита Тютюнник
Естественнонаучный факультет

«Крылья студента – его наставник!»


Нодира Рашидовна Файзуллина – доцент кафедры химии и химической технологии, кандидат педагогических наук.


«С каждым годом учиться всё труднее и сложнее… А материал всё тяжелее и запутаннее!» – именно так думают студенты, не имеющие в своём окружении человека, который указал бы им по какому направлению двигаться. «Где мне найти эту информацию? Как это понять? А каким образом сделать мою работу еще лучше?» – на все эти вопросы сможет ответить тот, кто уже достиг своих высот, тот, кто точно знает как, откуда и где получить необходимые для вас знания, тот, кто точно поможет вам стать профессионалом в вашем деле – это ваш наставник, руководитель и учитель! На естественнонаучном факультете обучают очень много опытных преподавателей, и каждый из них является для кого-то тем самым путеводителем в учебной студенческой жизни. Не исключение и Нодира Рашидовна Файзуллина.

– Нодира Рашидовна, Вы являетесь преподавателем и научным сотрудником кафедры химии и химической технологии, расскажите, пожалуйста, поподробнее, в чем заключается Ваша работа?

– В первую очередь, это преподавательская деятельность. Я веду лекционные, лабораторные занятия по «Общей химии», «Неорганической химии» – у бакалавров; «Избранные главы неорганической химии», «Актуальные вопросы методики преподавании химии» – у магистрантов. Кроме того, я веду научно-исследовательскую деятельность, являюсь автором пяти патентов, девяти учебных пособий и около ста научных статей, тезисов, одной монографии. Являюсь научным руководителем ВКР бакалавров, магистрантов. Веду курсы переподготовки «Учитель химии и биологии».

Постоянно провожу профориентационную работу со школьниками и их родителями, веду мастер-классы на «Дне открытых дверей».

– Как Вы считаете, по-Вашему, преподаватель - это кто? Каким он должен быть?

– Преподаватель – это специалист, деятельность которого направлена кроме преподавательской работы на воспитание подрастающего поколения, на наставничество. Помимо квалифицированного донесения нужного материала, преподаватель еще занимается научной деятельностью, привлекает студентов к этой работе.

Преподаватель должен быть грамотным, готовым делиться опытом и своими знаниями, а так же быть общительным, аккуратным, честным, настойчивым, обладать способностями организатора, психолога, оратора.

– Скажите, почему Вы решили стать преподавателем?

– Сразу после школы я хотела поступить в медицинский университет, но не хватило баллов, и я поступила в медицинский техникум, который окончила с красным дипломом. По профилю поработала 1 год. Но мне всегда хотелось работать со студентами, преподавать в вузе, поэтому я поступила в Башкирский государственный педагогический институт. Затем, десять лет проработав в школе, поступила в аспирантуру БГПИ. Уже на 4 курсе меня пригласили в Стерлитамакский педагогический институт преподавать методику химии, затем дали и другие химические дисциплины. Так осуществилась моя мечта. С 2002 года работаю на кафедре, являюсь заместителем заведующего кафедрой. Очень люблю свою профессию.

– А что Вы думаете насчет актуальности этой важной профессии?

– Профессия преподавателя привлекательна, так как в первую очередь она носит творческий характер и позволяет самореализоваться, есть возможность профессионального роста, гибкий график работы, ну и это престижно – работать в вузе – обучать взрослых людей.

– Уверена, что у Вас много самых разных достижений в научной и преподавательской деятельности, но скажите, какое из них Вы считаете для себя наиболее ценным?

– Работая в должности ассистента на кафедре общей биологии в 2004 году, защитила диссертацию на ученую степень кандидата педагогических наук, позже в 2005 году получила звание доцента. В 2006 году вышла моя монография. Каждое выпущенное учебное пособие было очень радостным моментом в жизни. Но самым ценным в моей работе является благодарность и уважение студентов.

– Вы, безусловно, прекрасный преподаватель, также у Вас есть и семья. Очевидно, что совмещать наставничество и личную, семейную жизнь довольно сложно. Поэтому в нашем последнем вопросе мы бы хотели у Вас узнать, как Вы справляетесь с такой нагрузкой? Может, есть какой-то секрет?

– Да, действительно, совмещать преподавательскую деятельность и семейную жизнь очень сложно. Приходится много работать дома: писать статьи, проверять курсовые и контрольные работы, готовиться к лекциям, подбирать задания. Поэтому часть домашних обязанностей берут на себя члены семьи. Они с пониманием относятся к моему режиму, графику работы и оказывают помощь.

- Спасибо большое, Нодира Рашидовна, за ваши труды и время, которые вы посвящаете своей бесценной работе! Ваше наставничество остаётся в памяти каждого студента. Благодаря таким преподавателям как вы, этот год достойно стал именоваться годом наставника и педагога!

– Я счастлива быть наставником для своих самых лучших студентов! Огромное спасибо за Ваши вопросы!

Беседу вела: Мария Ковалева
Факультет педагогики и психологии

«Уже в начальных классах я твердо решила стать учителем»


Римма Валеевна Канбекова – доктор педагогических наук, профессор


Римма Валеевна – видный ученый, преподаватель в области математических дисциплин, автор более 300 публикаций. Большое внимание Канбекова Р.В. уделяет воспитанию молодого поколения педагогов и учёных. Под ее руководством защищены 4 кандидатские диссертации, подготовлены высококвалифицированные специалисты, работающие во многих сферах народного образования.

Профессиональная деятельность Риммы Валеевны отмечена высокими наградами: званием «Отличник народного образования», знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

В настоящее время Римма Валеевна работает в должности профессора кафедры теории и методики начального образования.

– Римма Валеевна, вы поддерживаете отношения со своими школьными или университетскими друзьями?

– Много лет прошло с тех пор, как я окончила математический факультет БГУ (в г. Уфа), но продолжаю общаться и дружить (причем, не только виртуально, «в сетях»), но и реально: каждые 5 лет после окончания университета, проходят «вечера встречи» однокурсников. Есть среди моих однокурсников самые близкие мне люди, почти родные, которые всегда рядом: «и в радости, и в горе». К другим – всегда можно обратиться за помощью и поддержкой, с ними мы всегда на «ты», какой бы высокий пост каждый из нас потом не занимал. Уверена, что в студенческие годы завязывается самая крепкая и верная дружба, и кем бы вы потом ни стали, какие бы должности ни заняли, друг другу вы останетесь «друзьями юности», от которых ничего невозможно скрыть и невозможно их обмануть.

– Что побудило Вас стать на преподавательскую стезю?

– В мои студенческие годы существовала практика распределения молодых специалистов. Создавалась комиссия из работодателей (руководителей школ, вузов, учреждений и т.п.). В означенный день выпускники представали перед комиссией, в составленной деканатом очерёдности: по успехам в учёбе, «рейтингу», как сейчас говорят. Вот так, после окончания университета, я получила распределение на работу в Уфимский нефтяной институт и была принята на должность ассистента в вуз. В УНИ я проработала три очень счастливых года своей жизни, и решила, что надо дальше «образовываться», чтобы стать настоящим вузовским преподавателем.

– Кто из преподавателей повлиял на всю Вашу будущую жизнь?

– С учительской профессией я определилась очень рано. Уже в начальных классах я твердо решила стать учителем: навсегда понравились: сам процесс учебы, обожаемая учительница, просто сама атмосфера школы. Ни завод, ни больницу я никогда не представляла местом своей работы: только школьный класс, и, потом в течение трудовой деятельности, ни разу не изменила своего мнения.

– Если бы вам пришлось стать студенткой нашего факультета, кто был бы вашим любимым преподавателем?

– В старших классах я стала с увлечением заниматься в математическом кружке и принимать участие в олимпиадах. Появились первые успехи: призовые места, сначала на уровне города, потом по республике. Я тогда, конечно, вообразила себя («издержки молодости!») «способным математиком». Просто школа, мои замечательные учителя приучили меня всё делать тщательно и внимательно. Вот это всё и определило мой выбор. Теперь, с высоты взрослых лет, я, конечно, понимаю, что была я самой обычной ученицей, просто отличницей.

К сожалению, я не смогу ответить на вопрос, на чьей бы лекции я бы хотела побывать, поскольку для этого нужно было бы сравнить лекции разных преподавателей, а такой счастливой возможности нет у преподавателя, она есть только у каждого студента факультета. Само существование факультета и неизменно его высокий рейтинг доказывают, что каждое занятие, проводимое на факультете, удовлетворяет всем требованиям реализуемой образовательной программы и критериям профессиональной подготовки.

– Были ли какие-то интересные/курьезные ситуации за время преподавания?

– Без малого полвека я работаю в нашем вузе. Начала работать в Стерлитамакском пединституте, на физматфакультете, ассистентом. Занятия в те времена проводились парой преподавателей: лекции читал опытный преподаватель, а практические занятия вёл ассистент. Лектор требовал от своего ассистента обязательного посещения его лекций, с тем, чтобы ему было ясно, какие теоретические вопросы нужно отработать при решении задач. Вот впервые пришла я на лекцию, села за последнюю парту, потихоньку аудитория стала заполняться студентами. Со мной рядом сели молодые люди, началась лекция. Преподаватель говорил быстро, сосед не успевал записывать, постоянно уточнял у меня: «что ты тут написала, дай-ка я перепишу», он явно принял меня за студентку. А на следующей паре у этих студентов было моё практическое занятие, мои соседи неловко себя почувствовали.

– Легко ли быть преподавателем? Какие трудности этой профессии труднее всего перенести?

– Современные студенты и наши студенты – не исключение, чрезвычайно прагматичны, у них почти отсутствуют романтические порывы. Их можно заинтересовать только тем, что принесёт им «личную пользу». К примеру, предлагаю дополнительно решить задачи повышенной трудности (непосредственно относящиеся к теме занятия), сразу вопрос: «сколько рейтинговых баллов будет составлять эта работа?» Прежде чем подготовить доклад на конференцию, принять участие в математической олимпиаде, написать статью, студенты интересуются «ценой вознаграждения». Современные студенты считают, что любое их деяние на пользу факультета, университета, будь то участие в студенческой самодеятельности, выполнение общественного поручения и т.д. должно быть поощрено баллами и обязательно учтено при выставлении экзаменационной оценки по предмету (желательно, по математике).

– Что бы Вы пожелали нынешним студентам?

– Суждения современных студентов показывают, что часть из них не разделяет моё мнение о том, что им нужно хорошо знать математику, считая, что для преподавания предмета в начальных классах им достаточно знаний, полученных в начальной школе (или в средней школе). Не всегда убеждают их мои объяснения, что математические знания способствуют формированию большинства нервных связей в мозгу, устойчивость которых собственно и является образованием. Математика учит думать, анализировать. Приучает к кристальной точности формулировок, без метафор и двусмысленностей. Постоянно повторяю современным студентам: «Может вузовские знания по математике забудутся, но нейронные связи, наработанные вашим мозгом, навсегда останутся в нём и помогут принимать правильные решения не только в будущей профессии, но и во многих жизненных ситуациях».

– Поделитесь, пожалуйста, Вашим главным достижением в жизни.

– Главные мои достижения: я осуществила свою мечту – стала учителем, профессором, занималась всю жизнь любимым делом: обучением молодёжи учительской профессии, с которым до сегодняшнего дня не могу расстаться. Имею много учеников (студентов, магистрантов, аспирантов, учителей), которые с уважением вспоминают меня и мои занятия (надеюсь, и с благодарностью). Я счастлива как женщина, прожила с умным и любящим мужем 50 лет, который всегда с огромным уважением относился к учительской профессии, счастлива как мать и бабушка.

- Спасибо, Римма Валеевна, за интервью!

– И я благодарю Вас за занимательные вопросы!

Беседу вела: Аида Муллагулова
Колледж

«В тот момент, когда человек понимает, что попал в тупик, ему необходима помощь со стороны»


Хайретдинова Наталья Владимировна – преподаватель юридических дисциплин колледжа СФ УУНиТ.


– С чего началась Ваша педагогическая профессиональная деятельность?

– Я начала свою трудовую деятельность с работы старшей пионервожатой. Потом меня отправили в пионерский лагерь, там я работала воспитателем. После возвращения из лагеря, меня поставили преподавателем обществознания и истории в школу №3 г. Стерлитамак. Из-за недопонимания со стороны учеников, я ушла и начала работать инженером. За год работы я продумала, как организовать дисциплину и что нужно сделать для того, чтобы понравиться ученикам и вернулась в эту же школу в 1994 году. В скором времени я ушла из этой школы, но в конечном итоге вернулась обратно, уже на место заместителя директора. Но и это меня не устроило: я ушла работать в институт. Там я работала заведующей учебно-методическим отделом и проработала 14 лет.

А после я перешла в колледж СФ БашГУ (на сегодняшний СФ УУНиТ). Я видела, как он развивался: на глазах расцветал. Когда уже большой опыт и когда у тебя берут интервью не как у преподавателя, а как у наставника, то хочется сказать, что я увидела людей, которые, правда, хотят дать профессиональное образование. И всё что здесь на сегодняшний день мы имеем, ту красоту, то здание, тех людей, которые сейчас дают вам образование – это находка. Наш колледж – это находка.

– Почему вы выбрали именно педагогическую деятельность и были ли наставники в вашей жизни?

– Это была моя мечта. В детстве, когда меня отправляли в деревню, я собирала всех деревенских ребят и я их учила и мне это очень нравилось. И всё то, что я делаю на сегодняшний день – это дали мои преподаватели, которые меня учили в школе, которые меня учили в колледже, которые меня учили в институте. Я преподаю так как преподавали мои любимые преподаватели, я всё с них взяла, абсолютно всё, я даже разговариваю как они.

– Большое спасибо за интервью! Мы рады, что именно Вы являетесь для нас наставником, ведь благодаря Вам мы ежедневно узнаем много нового!

– Я хочу ответить вам тем же – спасибо за теплые слова и любовь, которую вы мне дарите! Отдельная благодарность за интервью!

Беседу вели: Янбаев Линар, Ишматова Адиля, Шерсткина Мария
Юридический факультет


«Наставничество – от первобытности до наших дней»


Косых Елена Семеновна – заместитель декана по воспитательной работе юридического факультета, доцент, кандидат исторических наук.


Один самых опытных и мудрых наставников юридического факультета рассказала о том, как встать на путь наставничества и почему это так важно для юных студентов.

– Что для вас является наставничеством?

– Наставничество имеет очень давние корни. Еще в первобытном обществе опытные, старшие по возрасту, люди помогали молодежи готовиться к инициации, передавали свой опыт выживания. Необходимость существовать в обществе формировали наставничество как способ единения. Сам термин «наставничество» происходит из греческой мифологии. Ментором звали наставника Телемаха – сына царя Одиссея.

Современный наставник – это тот, кто готов помочь, передавая собственные навыки, знания и успешный опыт для развития, стимулирования важных для него процессов становления и реализации. В высшем учебном заведении возможны разные формы наставничества: «преподаватель – студент», «студент – студент».

Наставником-преподавателем является куратор. Он организует вхождение первокурсников в вузовскую жизнь, помогает адаптации студентов в университете, наладить в группе дружные позитивные отношения в группе между студентами. На 1-м курсе юридического факультета СФ УУНиТ кураторами являются Е.А. Иванова и А.А. Юлбердин, на 2-м курсе куратор я. С этого учебного года еще и заместитель декана юридического факультета по воспитательной работе.

– Почему вы выбрали путь наставника?

– Мне всегда нравилось работать с молодежью, общаться со студентами и на занятиях, и во внеучебной работе. Я много лет занималась научной работой со студентами: помогала писать статьи и конкурсные работы, организовывала выезды на конференции в РБ и за ее пределы. Теплые отношения со студентами не завершались по окончании вуза, со многими они продолжаются. Значительная часть преподавателей юридического и исторического факультетов СФ УУНиТ – мои бывшие студенты.

Несколько лет назад декан юридического факультета Усманова Резида Минияровна предложила мне стать куратором 1-го курса, я с удовольствием согласилась. Мне нравится общаться со студентами, помогать им и их родителям. Куратор — это наставник, который объяснит, подтолкнёт, укажет, проведёт и подаст руку помощи.

– Как Вы считаете, может ли сам студент выступить в роли наставника?

– На мой взгляд, перспективная форма наставничества, когда студент-старшекурсник выступает наставником для первокурсников. Он помогает им адаптироваться к студенческой жизни: учебному процессу, ориентироваться в их правах и обязанностях. В СФ УУНиТ такими наставниками фактически являются члены студенческого актива. На юридическом факультете сформировалась молодая, боевая команда, с работающая с огоньком, с энтузиазмом. Пожелаем им успеха!

– Студенты юридического факультета благодарят Вас, Елена Семеновна, за неоценимый вклад в нашу студенческую жизнь. Вы всегда направляете нас на верный путь поиска знаний, и мы благодарны Вам за это!

– Благодарю Вас за добрые слова и замечательное интервью!

Беседу вел: Артур Фатхутдинов
Исторический факультет

«Надо не только правильно говорить, но и жить так: правильно и достойно!»


Мысляева Наталья Степановна – декан исторического факультета, доцент, кандидат исторических наук.


– Наталья Степановна, как и зачем вы стали наставником?

После университета я начала преподавать в школе. К истории и обществознанию в ней было особое, уважительное отношение. Я проработала там 12 замечательных лет: была и учителем, и заместителем директора по воспитательной работе. Как классный руководитель выпустила два класса (с 4-го по 11-й), не самых простых. Когда эти дети попали ко мне, у них уже побывало по 5-7 классных руководителей в начальном звене. В группах наблюдался некий элемент анархии. Но все закончилось хорошо! Все стали хорошими, уважаемыми людьми, мы до сих пор общаемся.

– Нравится ли Вам быть наставником?

– Конечно! Наставник – это очень ответственно! С него берут пример, поэтому надо не только правильно говорить, но и жить так: правильно и достойно! Это великое счастье, когда твои «питомцы» становятся достойными людьми, надёжными партнёрами в работе, высококвалифицированными специалистами, великолепными родителями! И ты понимаешь, что и ты вложил душу в их становление, и у тебя это получилось!

– Расскажите о сферах Вашей деятельности.

Я работаю на двух факультетах: историческом и юридическом. Лет десять работала и с экономистами. Предметы, которые я веду, довольно объемные, но очень интересные и разные. Участвую почти во всех мероприятиях факультета, по-разному, но во всех. Это важно.

– От лица всех студентов исторического факультета хочется поблагодарить Вас, Наталья Степановна, за бесценный вклад в наше развитие, за Вашу любовь и поддержку, оказываемую каждому из нас!

– Благодарю за интервью!

Беседу вела: Софья Белоус
Наставники играют огромную роль в нашей жизни: помогают студентам адаптироваться к новым условиям и достичь успеха во всех делах.

Дорогие наставники! Спасибо за ваше терпение, умение находить подход к каждому студенту, за ваше страстное отношение к работе.
Вы – настоящие герои, которые вносят огромный вклад в будущее нашей страны!
Вы мотивируете на достижение новых высот и всегда готовы помочь в решении любых проблем.
Желаем вам всего самого наилучшего и множества благодарных учеников.

Если вы есть – будьте первыми

Если вы есть – будьте первыми,
Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен – лучшими песнями,
Из книг – настоящими книгами.
Первыми будьте и только!
Песенными, как моря.
Лучше второго художника
Первый маляр.
Спросят вас оробело:
«Кто же тогда останется,
Если все будут первыми,
Кто пойдёт в замыкающих?»
А вы трусливых не слушайте,
Вы их сдуйте как пену,
Если вы есть – будьте лучшими,
Если вы есть – будьте первыми!
Если вы есть – попробуйте
Горечь зелёных побегов,
Примериваясь, потрогайте
Великую ношу первых.
Как самое неизбежное
Взвалите её на плечи.
Если вы есть – будьте первыми,
Первым труднее и легче!

Роберт Рождественский, 1972

Рукописи и фотографии не возвращаются и не рецензируются. Редакция оставляет за собой право редактировать тексты читателей, не изменяя их содержания. Мнение авторов публикуемых материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
Учредитель СФ БашГУ. Издатель СФ БашГУ.
Главный редактор С.Р. Асянова
Технический редактор А.В. Кирилов
Корректор К.В. Маркисова
Дизайн и вёрстка Я.И. Жигалова

Адрес издателя, редакции, полиграфического участка:
453103, РБ, г. Стерлитамак, пр.Ленина, 49
Контактный телефон: 8 (3473) 33-98-65 (добавочный 219)

E-mail: pressa@strbsu.ru