Самый мужественный день календаря – 23 февраля - в этом году в СФ БашГУ отметили по-особенному: выбрали самого-самого среди самых-самых. Накануне праздника яркие и талантливые представители каждого факультета и колледжа сразились за звание «Мистер СФ БашГУ».


Давненько здесь не проводились подобные состязания, а потому традиционный конкурс студенты встретили с особенным настроением. К тому же время и модные тенденции внесли свои коррективы: фотосессия с Ольгой Никитиной, тренировки в клубе World Gym, лекции и тренинги, дефиле, конкурс-сюрприз и творческая визитка.

Позирование и сценическая походка – на первый взгляд из какой-то другой области, вроде бы «не про парней». Уверяю, только на первый. Леди 21 века в мужчинах элегантность и стиль ценят не меньше, чем мужественность и характер. К тому же потенциальным мистерам СФ БашГУ удалось создать интересные и привлекательные образы: мачо, рыцарь, романтик, суперагент, джентльмен - покорено не одно девичье сердце. А потому, в какой-то мере, все участники – уже победители.

Задача перед жюри стояла не менее сложная, чем перед самими конкурсантами: выбрать лучшего среди лучших! Существенно сбивали с толку группы поддержки. Они-то свой выбор сделали еще перед конкурсом, и теперь самый обаятельный представитель их факультета должен, по их мнению, непременно победить. Жюри отчаянно сопротивлялось, ставя объективность выше личных предпочтений: как своих, так и чужих.

Мистеры шли практически «нога в ногу», однако, кто-то оказался чуточку ярче, креативнее или обаятельнее.

- Мистер красноречие - студент ФМиИТ Ибатуллин Тимур


- Мистер Улыбка - студент ФБиТФ Ринат Валеев


- Мистер зрительских симпатий - студент ИФ Талачев Илья


- Мистер импозантность - студент ЮФ Ильдан Альмухаметов

- Мистер артистичность - студент ФПиП Фагим Каекбердин


- Мистер креатив - студент ЕНФ Никита Ямщиков


- Мистер Очарование - студент колледжа Иван Бельтюков


- Вице-мистер - студент ЭФ Евгений Ладванов


- Мистер СФ БашГУ - студент ФФ Фомин Никита


Улыбки, внимание и признание – безусловно, отличная награда, но участники конкурса получили еще и ценные призы от спонсоров мероприятия, а Мистер и Вице-мистер -сертификаты на приобретение электроники в М-видео.

На протяжении трех дней юные программисты со всей Башкирии решали задачи, поставленные партнерами хактона «Кибер 102» - представителями реального бизнеса и сферы образования. Собственно, сотрудничество потенциальных работодателей и начинающих специалистов – и есть основная задача хакатона.
«Однажды мы столкнулись с тем, что образование в сфере IT существенно отстает от реальности, - рассказывает председатель правления АНО «Кибер Страна» Роман Поволоцкий. – Тогда-то и появилось желание создавать обучающие проекты, суть которых в постоянном профессиональном росте, а не в изучении уже вчерашних технологий. За последние несколько лет мы запустили множество интересных проектов для школьников и студентов, в том числе и в Стерлитамаке. Совместно с СФ БашГУ открыли бакалавриат по направлению «Программирование и дизайн виртуальной и дополненной реальности», где студенты в процессе обучения решают задачи, поставленные конкретными компаниями – представителями российского и зарубежного бизнеса. У них есть возможность монетизировать свои проекты. Но даже не это главное, важнее, что они идут в ногу с постоянно развивающимися технологиями, не изучают то, что уже сделано, а ищут свои пути, изобретают что-то новое. Эти же цели лежат в основе хакатона «Кибер 102». У нас есть конкретные заказчики, и если им понравятся разработки участников, то эти компании получат готовый продукт и талантливых программистов, которые будут его развивать, а ребята – работу и интересные проекты в своем портфолио».

Участникам предложено пять кейсов на выбор. Один из них с использованием технологий виртуальной реальности - разработка приложения, похожего на музыкальную игру Beat Saber, но с башкирским колоритом. Остальные четыре – с использованием технологий дополненной реальности: приложение для изучения башкирского алфавита, справочник по значкам приборной панели автомобиля для компании ХайдельбергЦемент Рус, AR-визитка СФ БашГУ и приложение для retail продукции компания АРТ Лайф. С пятницы по воскресенье команды работали над поставленными задачами. 1 марта участники, наконец, представили на суд жюри свои проекты.

«Все команды порадовали нестандартным подходом и интересными решениями кейсов – делится своим мнением Руслан Каримов, один из организаторов хакатона «Кибер-102», руководитель образовательной программы VR/AR СФ БашГУ и член жюри. – Понятно, чтобы реализовать задуманное, двух суток недостаточно, однако, ребятам хватило времени, чтобы презентовать идею и рассказать о ее ключевых моментах. Все проекты по-своему интересны, в каждом есть что-то оригинальное, новое. Мы, например, в СФ БашГУ рассматриваем вариант воспользоваться разработанной одной из команд VR-визиткой для нашего вуза. Это, действительно, интересно, креативно и отвечает нашему имиджу, ведь мы – первый, и пока единственный в республике вуз, готовящий специалистов в области VR/AR. Заинтересованы в сотрудничестве и остальные партнеры хакатона: компания «Артлайф», ООО «ХайдельбергЦемент» и МАОУ «Лицей №12». Среди проектов есть действительно стоящие, при определенной доработке их вполне можно запустить в работу».

В целом презентационные работы участников хакатона доказали, что будущее уже наступило: в смартфонах оживают буквы башкирского алфавита и мультяшные персонажи, готовые рассказать о товаре или заведении. И за всем этим стоят школьники и студенты, которые сейчас делают свои первые шаги в мире IT.

Никита Романов, студент первого курса СФ БашГУ направления «Программирование и дизайн виртуальной и дополненной реальности», своё будущее связывает с программированием и делает в этом направлении серьезные успехи. Например, в декабре 2019 года он выиграл полумиллионный федеральный грант в номинации «Умник-Сбербанк», что позволило приступить к реализации уникального проекта - виртуальная витрина для драгоценных монет. Его команда в «Кибер 102» одержала победу в номинации «Музыкальная VR-игра». «Для меня хакатон – это возможность погрузиться в будущую профессию, - говорит Никита Романов. - Это как научиться плавать, но не в бассейне с тренером и спасательным кругом, а нырнуть с лодки в середине реки и выплывать, как умеешь. Варианта два: либо научишься плавать, либо утонешь. Дерзко, но, как показывает практика, эффективно».

Хакатон «Кибер 102» завершен, победители награждены ценными призами, виртуальный мир пополнился парой десятков новых проектов в области ритейлинга, компьютерных игр и автомобильных приложений, реальный мир получил сотню талантливых программистов, уверенных в своих силах, готовых превратить фантастику в действительность.

21 февраля на базе Коворкинг-центра СФ БашГУ состоялась интеллектуальная игра «Литературный тимбилдинг». В ней приняли участие студенты разных курсов филологического факультета и учащиеся школ города. 


Ребята разделились на команды и выбрали капитанов, чтобы в непринужденной обстановке блеснуть знаниями, пройти через тренинг сплочения и развития творческого мышления и эмоций. Ситуация тимбилдинга, в которой оказались участники, позволила им раскрепоститься, сплотиться в команду, почувствовать друг друга.

Для того чтобы обыграть своих соперников по интеллектуальному квесту, от участников требовались не только теоретические знания по истории литературы и литературоведению. В творческих конкурсах и заданиях ребятам нужно было проявить весь свой творческий потенциал: креативность, оригинальность, сообразительность, художественные способности, актерское мастерство, искусство выступать на публике. Участники тимбилдинга сочиняли акростихи, оды о науке, литературе, факультете / школе, любимых преподавателях, декламировали их, рисовали в стиле шаржа портреты писателей, примеряли на себя роли актеров, философов, которые размышляли над непростыми и актуальными проблемами. Например, фантазировали, допустив самые невероятные вещи, о том, что было бы, если бы учителем был робот. В поиск ответов на замысловатые, интересные и необычные вопросы были вовлечены и зрители. В теплой дружественной и позитивной атмосфере время пролетело незаметно. Благодаря прекрасной организации мероприятия профессором кафедры русской и зарубежной литературы Эльзой Анисовной Радь и ее артистичному и чуткому управлению исследовательским и одновременно творческим процессом литературной игры, каждый присутствующий чувствовал себя увлеченным захватывающим течением интеллектуального квеста.

Остроумное, серьезное и рассудительное жюри само переживало за участников, но, исключив субъективные личные симпатии, справедливо распределило места. Третье место в интеллектуальном сражении поделили между собой команда студентов РО–11 ФФ и команда школьников из гимназии № 2 «Одинокий парус». Второе место также поделили команды РО–21 ФФ и СОШ № 32. Первое место заслуженно заняла команда студентов РО–31.

Интеллектуальная игра «Литературный тимбилдинг» показала, что литература может быть веселой и увлекательной и органично существовать в разных форматах, не теряя при этом своей глубины и актуальности для любого поколения.
30-31 января юные робототехники из Стерлитамака, Уфы, Салавата, Ишимбая и других городов и районов республики приехали на масштабные соревнования – региональный этап Всероссийского робототехнического фестиваля «РобоФест». По сложившейся традиции региональный этап в Башкирии проводят АНО ДО Учебный центр «Толтек Плюс» и Стерлитамакский филиал БашГУ при поддержке Министерства образования Республики Башкортостан.

На фестиваль приехало более пятидесяти команд. Ребята соревновались по трем направлениям: «Hello, ROBOT LEGO», «Hello, ROBOT OPEN» и олимпиада «РобоКарусель». Мальчишки и девчонки от 7 до 17 продемонстрировали свои знания и навыки в области конструирования и программирования управляемых моделей роботов. Задачи, с которыми должен справиться «искусственный интеллект», напрямую зависели от возрастной категории участников. Роботы самых маленьких конкурсантов должны были расставить фишки по местам, взрослые же ребята создавали своеобразного «IT-кладовщика», который определяет цвет кубиков и в соответствии с этим принимает решение, куда его поместить.

Стерлитамакский «РобоФест» - не просто соревнования. Ежегодно в рамках фестиваля в СФ БашГУ готовят интересные мероприятия не только для маленьких конкурсантов, но и для педагогов, работающих в сфере робототехники. В этот раз преподаватели посетили образовательный семинар по робототехнике и приняли участие в интеллектуальном квизе.

Самая яркая и зрелищная часть фестиваля – заезды роботов. У каждой команды всего две попытки и регламентированное время на отладку, если первая оказалась неудачной. Между попытками роботы сдаются в карантин, таким образом, и первые, и последние участники оказываются в равных условиях.

Фестиваль «РобоФест» проводится в России с 2009 года, постепенно к нему присоединяются юные техники из разных регионов России. На сегодняшний день это крупнейший робототехнический фестиваль в Европе и один из крупнейших в мире. Для Стерлитамака «РобоФест-2020» стал юбилейным, пятым. По словам организаторов фестиваля, выявить лучших робототехников, которые могли бы достойно представить республику в столице, – далеко не самая важная задача. Это прекрасная возможность повысить престиж инженерных профессий и поддержать талантливую молодежь.

Результаты:

«Робофишки» («Hello, ROBOT LEGO» младшие)

1 место: Гафаров Данияр, Гафаров Дильнар, с. Байгильдино
2 место: Сибагатуллин Эльмир, Аралбаева Аделина, г. Стерлитамак
3 место: Шамукаев Арсений, Имаев Тагир, с. Байгильдино

РобоПутешественник ("Hello, Robot!" LEGO старшие)

1 место: Ахтямов Нур, Хабибуллин Тагир, г. Стерлитамак
2 место: Бовкун Тимофей, Махамадиева Гузелия, г. Уфа
3 место: Иванов Богдан, Кириллов Александр, с. Наумовка

РобоКурьер ("Hello, Robot!" OPEN младшие)

1 место: Рементьев Ярослав, Потапова Елизаветта Дмитриевна, с. Раевский
2 место: Шишкин Виктор, Юсупов Дарий, г. Стерлитамак
3 место: Байгильдин Тимур, Хафизов Алексей, г. Уфа

РобоПеревозчик ("Hello, Robot!" OPEN старшие)

1 место: Чекмарёв Глеб, Шкуратов Марат, г. Стерлитамак


Команды, занявшие 1 места, представят Башкортостан на Всероссийском фестивале «РобоПром-2020» в Москве.
Студенты факультета педагогики и психологии после окончания нашего вуза успешно продолжают обучение за рубежом. Рассказывает о своём обучении в Китайском университете Алима Габзалилова, выпускник-бакалавр факультета психологии и педагогики по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». На данный момент Алима учится в магистратуре Наньчанского универститета» в городе Наньчан Китайской Народной Республики.

- Алима, почему ты решила продолжить свое обучение в Китае?

- По окончании обучения в СФ БашГУ я уже точно знала, где хочу продолжить свое обучение и в какой сфере хочу развиваться. Благодаря возможности, предоставленной СФ БашГУ и факультетом педагогики и психологии, я продолжаю обучение в том учебном заведении, о котором мечтала.
Для меня все началось с новости о том, что БашГУ отправляет студентов в Китай для прохождения курсов китайского языка на 1 год. В течение двух недель я собрала все необходимые документы для поступления на этот курс. А уже в сентябре вместе с другими ребятами нашего университета прилетела в Китай и начала усваивать незнакомый для нас язык.

- Сложно было?

- Были, конечно, и трудности, но после годичных языковых курсов мы уже достаточно хорошо овладели китайским языком. Первый год магистратуры я продолжала изучать язык. Моими одногруппниками были студенты со всего мира, и, конечно же, языком общения уже был китайский. Для меня это был замечательный опыт обмена мыслями и знакомства с культурой и традицией разных стран. А также, что немаловажно, это непосредственно разговор на языке, который мы изучали. Несомненно, в такой среде намного повысился и уровень английского языка. Сейчас я изучаю свою специальность «Основные принципы образования» исключительно на китайском языке. Сложности в понимании, конечно, есть, но преподаватели всегда с терпением объясняют весь материал. В нашем университете трудятся понимающие, отзывчивые люди, они всегда с ответственностью относятся к своей работе.

ЕР направила предложения по унификации учебных планов в вузах


https://ria.ru/20200225/1565184877.html

МОСКВА, 25 фев - РИА Новости. "Единая Россия" направила в министерство науки и высшего образования РФ предложения по унификации учебных планов и другие инициативы по совершенствованию системы высшего образования в стране, рассказала координатор партпроекта ЕР "Новая школа", депутат Госдумы Алена Аршинова.
"Возможность выбрать новое направление подготовки после второго курса может быть предоставлена в рамках укрупненной группы специальностей и направлений. Поэтому мы предлагаем актуализировать существующий общероссийский классификатор, в том числе с учетом перспективных специальностей. Также необходимо унифицировать примерные основные образовательные программы – отдельно для студентов первых-вторых курсов гуманитарных и технических вузов, чтобы перевод был наименее затруднителен. Для этого мы предлагаем укрупнить действующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, ускорить процессы разработки соответствующих ФГОС", - приводятся слова Аршиновой на официальном сайте ЕР.
Она отметила, что необходимо предусмотреть механизмы "защиты" социально значимых, но малопрестижных среди абитуриентов направлений. Возможно, ограничения следует ввести контрольными цифрами приема и внебюджетным планом, добавила она.
Аршинова заявила о необходимости предоставить вузам право на перенос бюджетных мест с одного направления на другое для сохранения за студентом бюджетного места, предусмотрев формирование госзадания вузам без детализации по направлениям подготовки и законодательно закрепив понятие "смежного направления".
Депутат также акцентировала внимание на законодательном закреплении организационных и финансовых механизмов перехода обучающегося после 2 курса на новое направление подготовки, включая смежные программы, на сохранении отсрочки от армии при смене направления или программы обучения.
Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию ранее заявил, что нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии.


ЕР разработала законопроект о бессрочной квоте для приема сирот в вузы

https://ria.ru/20200225/1565189904.html

МОСКВА, 25 фев - РИА Новости. "Единая Россия" разработала законопроект о бессрочных льготах для детей-сирот при поступлении в высшие образовательные учреждения, сообщает пресс-служба партии.
Отмечается, что документ планируется рассмотреть на координационном совете фракции "Единой России" в Госдуме по законотворческой деятельности, а также принять его до 2021 года, когда перестанет действовать квота, прописанная в законе "Об образовании в РФ".
"Главной задачей законопроекта является закрепление мер социальной справедливости и предоставление детям-сиротам права на получение высшего образования за счет средств бюджета", – цитирует пресс-служба одного из инициаторов законопроекта Алексея Кобилева.
Кобилев напомнил, что по закону об образовании квота 10% от общего количества бюджетных мест распространятся на детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства и людей, которые приобрели инвалидность, получив травмы на военной службе. Для зачисления в вуз им необходимо набрать на вступительных экзаменах минимальное количество баллов.
"Но на квоту детям-сиротам установлены временные рамки – в 2021 году она будет прервана, и нужно снова вносить соответствующий законопроект. Подготовка к поступлению в вуз начинается за три-четыре года, но получается, что дети-сироты не могут готовиться и в целом планировать свою жизнь из-за того, что не знают, будет эта льгота для них установлена или нет. По моему мнению, это несправедливо", – пояснил Кобилев.

В комитете ГД считают, что ЕГЭ дает равные возможности для поступления

https://ria.ru/20200225/1565194684.html

МОСКВА, 25 фев - РИА Новости. Поднимая вопрос об отмене Единого государственного экзамена (ЕГЭ), следует предложить другой понятный механизм оценки знаний, однако сегодня ЕГЭ - та форма экзаменов, которая дает право абитуриентам поступать в вузы на равных возможностях, заявила РИА Новости член комитета Госдумы по образованию и науке Ольга Пилипенко.
Ранее СМИ сообщали, что член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Сергей Вострецов предложил отменить ЕГЭ и вернуть вступительные экзамены в вузы
В беседе с РИА Новости Пилипенко подчеркнула, что в профильном комитете Думы вопрос об отмене ЕГЭ в последнее время не рассматривался.
"Я считаю, что для всех выпускников школ, поступающих в вузы страны, должны быть единые правила приема. ЕГЭ сегодня - та интегрированная форма выпускных и вступительных экзаменов, которая дает право абитуриентам поступать в пять любых вузов страны по любым трем специальностям (направлениям) на равных возможностях, независимо от того, где ты проживаешь. Рассматривая отмену ЕГЭ, мы должны предложить другой механизм, понятный и доступный абитуриентам, родителям, профсообществу", - отметила она.
Вместе с тем депутат добавила, что "совершенству нет предела", поэтому сделать ЕГЭ нормой жизни, а не стрессовой ситуацией для выпускников и их семей - одна из задач и комитета и Минпросвещения.

В России колледжи прекратят прием по 30 специальностям с 2021 года

https://ria.ru/20200227/1565272185.html

МОСКВА, 27 фев - РИА Новости. Средние специальные учебные заведения с 2021 года прекратят прием на 30 специальностей, дублирующих те, которые входят в топ-50 наиболее востребованных новых и перспективных профессий, заявил замминистра просвещения Виктор Басюк.
Выступая на круглом столе, посвящённом актуальным вопросам развития среднего профессионального образования, он отметил, что качество подготовки квалифицированных кадров зависит от того, по каким программам будут обучаться студенты.
"С 1 января 2021 года прекращается прием по 30 профессиям и специальностям, которые дублируют сегодня список топ-50, который был разработан в 2016 году", - заявил Басюк.
По его словам, за счет внедрения новых госстандартов среднего профессионального образования (СПО) обновлено содержание программ в соответствии со списком 50 наиболее востребованных новых и перспективных профессий.
Как отметил Басюк, в новых стандартах усилены требования к материальным и техническим ресурсам, обеспечивающим образовательный процесс.
Он добавил, что происходящая смена технологических укладов обуславливает уход с рынка труда невостребованных, узконаправленных профессий с большой долей ручного труда. По данным министерства, уже сейчас исключаются 96 невостребованных профессий и специальностей с нулевым приемом в течение пяти последних лет.
Он также уточнил, что министерство занимается также и оптимизацией сроков получения образования "в связи с реальными выполняемыми функциями наших выпускников".

Эксперт предложил готовить в колледжах прикладных бакалавров

https://ria.ru/20200227/1565274920.html

МОСКВА, 27 фев - РИА Новости. Средние специальные учебные заведения могли бы готовить студентов по направлениям прикладного бакалавриата с выдачей дипломов высшего образования, считает директор Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Максим Дулинов.
Ранее зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов (ЛДПР) предложил ввести во всех российских вузах и колледжах прикладной бакалавриат, ориентированный на практику, соответствующее письмо парламентарий направил главе Минобрнауки России Валерию Фалькову.
По мнению Дулинова, системе среднего профобразования надо активно включаться в дискуссию о прикладном бакалавриате, которая сейчас разворачивается в системе высшего образования.
Эксперт считает, что могут быть разные подходы по разным направлениям подготовки, часть этих программ можно опустить на уровень среднего профессионального образования.
"Может быть, это простимулировало бы и колледжи, в том числе, оценить свой потенциал и свои возможности, нарушить иерархичность нашей системы образования и предоставить колледжам, которые могут это сделать, возможность реализовать программы прикладного бакалавриата, сохраняя их в статусе высшего образования", - заявил Дулинов в ходе круглого стола, посвященного актуальным вопросам развития среднего профобразования.
Он также считает, что тогда "практикоориентированная подготовка педагогов-предметников в колледжах вышла бы на другой уровень".

Российские вузы будут привлекать абитуриентов через TikTok

https://radiosputnik.ria.ru/20200228/1565350158.html
МОСКВА, 28 февраля/ Радио Sputnik. Министерство образования и науки РФ планирует использовать социальную сеть TikTok для привлечения абитуриентов, рассказали "Газете.ru" в пресс-службе ведомства.
"Подведомственные Минобрнауки России вузы рассматривают TikTok как канал взаимодействия с целью размещения образовательного контента и привлечения будущих абитуриентов", ‒ отметили в министерстве.
TikTok может стать одной из ключевых площадок, через которые вузы будут взаимодействовать с будущими студентами, считает ректор курского Юго-Западного госуниверситета Сергей Емельянов.
"Современный школьник не любит подолгу изучать новости, поэтому формат быстрых, ярких, веселых, но информативных роликов является для них приоритетным", ‒ подчеркнул Емельянов в комментарии для "Газеты.Ru".
Между тем, ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский полагает, что TikTok пробудет на гребне популярности недолго.
"На данный момент TikTok ‒ одна из самых прогрессивных, но в то же время и неоднозначных площадок с точки зрения контента. И мы, как и любой вуз с желанием развиваться, решили создать аккаунт. Однако перспективность данной площадки сильно переоценена, эксперты области прогнозируют всего 1-1,5 года ее существования", ‒ считает Миклушевский.
Приложение TikTok сейчас активно расширяет аудиторию, в 2019 году число его пользователей достигло 800 млн человек по всему миру, не менее 10 млн пользуется им в России.
Ранее радио Sputnik сообщило, что квота для льготного приема в вузы детей-сирот может стать бессрочной.

Половина студентов госвузов в России платят за учебу

https://radiosputnik.ria.ru/20200228/1565350388.html

МОСКВА, 28 февраля/ Радио Sputnik. В России с полным возмещением стоимости обучения в государственных вузах числятся 49,6% студентов. Наибольшая доля учащихся на платном отделении отмечается в Ямало-Ненецком автономном округе (89,6%), Ленинградской (66,9%) и Владимирской (65,4%) областях. С соответствующими данными Минобрнауки за 2019 год ознакомился NEWS.ru.
Минимум студентов оплачивают свою учебу в Республике Алтай (14,7%), Чукотском автономном округе (22,6%), Республике Тыва (26,6%), Якутии (28,8%) и Республике Марий Эл (29,5%). В Ненецком автономном округе таковых вовсе нет.
В российских госвузах ряд направлений подготовки отличается преобладанием "платников", рассказала NEWS.ru заслуженный профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина. Так, на экономических факультетах только 11% учащихся получают высшее образование с финансированием из бюджета. Государство не выделяет много бесплатных мест для обучения специалистов, которых и так переизбыток на рынке труда. Между тем она отмечает, что качество платного образования ничем не отличается от бюджетного. "По гуманитарным 22% бюджетных мест только. Все остальные — это выбор семей, это выбор самих абитуриентов. Они хотят именно эти направления подготовки, поэтому, конечно, рискуют. Учатся они, как правило, в тех же самых группах в государственных вузах. А так требования абсолютно одинаковые, они сдают те же экзамены и одинаково защищают диплом" — пояснила Абанкина.
В случае с медицинскими специальностями доля "платников" составляет 50%, сообщила эксперт. А на технологически сложных направлениях подготовки их не более 20%.
Ранее радио Sputnik сообщило, что МГУ вошел в число лучших университетов развивающихся стран.

В Республике Башкортостан учреждены новые стипендии в честь Равиля Бикбаева

https://education.bashkortostan.ru/presscenter/news/257329/

В Республике Башкортостан учреждены новые стипендии в честь башкирского поэта, литературоведа и общественного деятеля Рави́ля Тухва́товича Бикба́ева.
Стипендии имени Равиля Бикбаева будут назначаться ежегодно двум студентам, обучающимся в образовательной организации высшего образования Республики Башкортостан за вклад в изучение, развитие и общественную деятельность по сохранению, продвижению и популяризации родных языков и литературы Республики Башкортостан.
Проведение конкурса предусмотрено в два этапа: в образовательных организациях высшего образования и в Министерстве образования и науки Республики Башкортостан.
По итогам конкурсного отбора претендентам будут назначены стипендии с 1 сентября, на один учебный год в размере 1200 рублей ежемесячно.
С положением можно ознакомиться по ссылке.

ПРЕЗИДЕНТ РФ ПРИЗВАЛ ДАТЬ ВУЗАМ РОССИИ БОЛЬШЕ ГИБКОСТИ

https://fulledu.ru/news/5616_prezident-prizval-dat-vuzam-rossii.html

В рамках состоявшей в минувший вторник беседы с общественностью в Череповце президент России Владимир Путин потребовал дать российским вузам больше гибкости, изменив в отношении высших учебных заведений правоприменительную практику.
Президент РФ призвал дать вузам России больше гибкости / https://cchgeu.ru/
Как отметил один из участников упомянутой встречи, на сегодняшний день в отношении высших учебных заведений существует некоторая жёсткость нормативно-правовых документов, сдерживающих их вариативность и гибкость. К примеру, в федеральных образовательных госстандартах (ФГОС) существуют ссылки на примерные основные программы образования (ПООП), которые, имея согласно действующему законодательству рекомендательный характер, по факту являются обязательными. 
В. Путин, комментируя данное обстоятельство, отметил: «Это необязательные рекомендации, они подготовлены специалистами, и специалистами, я считаю, высокого класса, для того, чтобы просто дать ориентиры коллегам на местах в конкретных учебных заведениях, то есть, ориентиры, на что специалисты высокого класса считают, нужно обратить внимание».
При этом глава государства акцентировал внимание на том, что сегодня в отношении вузов сложилась неправильная правоприменительная практика.
Поручив главе Минобрнауки РФ разобраться в сложившейся ситуации, он добавил: «Никакие контрольно-надзорные проверяющие органы не имеют права, ссылаясь на эти рекомендации, требовать их точного выполнения. То, что вы сказали, просто неожиданно, просто не верно сложившаяся правоприменительная практика. Её нужно будет поменять».
Кроме того, президент рекомендовал снять ограничения, которые не дают возможности напрямую из бюджетов региональных и местных уровней финансировать образовательные проекты.
В. Путин согласился с высказыванием одного из участников встречи, который выразил уверенность в том, что если бы сняли барьеры, не позволяющие напрямую из региональных и местных бюджетов финансировать инфраструктурные и иные объекты, то университеты федерального уровня были бы ещё более тесно инкорпорированы в экономику.
Президент, в частности, отметил: «Объяснение всегда есть, почему регионы не могут финансировать муниципальные учебные заведения, либо научную деятельность федеральную. Почему они это не могут делать для меня абсолютно не понятно».
При этом он уточнил, что такая ситуация сложилась не только в сферах науки и образования, но и в других областях. И если главы регионов говорят о том, что у них имеются свободные ресурсы, использовать которые очень важно, то такие инициативы необходимо поддерживать. 

РОССОТРУДНИЧЕСТВО ЗАПУСКАЕТ СЕРВИС, УПРОЩАЮЩИЙ ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ

https://fulledu.ru/news/5626_rossii-poyavitsya-servis-uproschayuschii-postuplenie.html

Как сообщает ТАСС, Россотрудничество планирует в конце следующего года на портале «Госуслуги» запустить сервис, который существенно облегчит поступление иностранных граждан в высшие учебные заведения России. Об этом в минувшую среду сообщил Михаил Попов, глава управления реализации проектов в сфере образования и науки агентства.
Выступая в рамках парламентских слушаний в Госдуме РФ, посвящённых увеличению числа обучающихся в российских вузах иностранцев за счёт федерального бюджета, он заявил: «У Россотрудничества есть проект, который защищён и в Минфине, и в правительстве. Так называемое создание суперсервиса через «Госуслуги», который позволит безбарьерно подавать заявку и поступать иностранным студентам [в вузы] по упрощённой схеме. Сразу можно будет принимать экзамен, сразу проходить собеседование».
При этом представитель Россотрудничества отметил, что предложенная система значительно сократит как расходы абитуриентов, так и их время.
После слушаний он сообщил о том, что агентство в ближайшее время объявит тендер на первую разработку технического задания к созданию сервиса «Образование для иностранцев в России», «а к концу 2021 года этот суперсервис заработает в полную силу».
Кроме того, М. Попов пояснил, что иностранные граждане и соотечественники, проживающие за рубежом, имеют право в настоящее время поступать по правительственной квоте в более чем 450 государственных вузов РФ. Также в рамках упомянутых квот возможно и поступление в аспирантуру. При этом он добавил, что «на 3899 мест для стран бывшего СССР, в том числе 3500 мест для стран СНГ, в этом году было подано 33 тысячи заявок, что составляет 33% процента от всех заявок на обучение».
М. Попов рассказал также, что Россотрудничество увеличение квот полностью поддерживает, однако в данном вопросе необходимо учитывать возможности бюджета РФ.

ДО 1 МАРТА В РОССИИ ПРЕДСТАВЯТ НОВУЮ МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ В ВУЗАХ

https://fulledu.ru/news/5632_marta-rossii-predstavyat-novuyu-model.html

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ, в своём интервью радиостанции «Комсомольская правда» заявил, что до 1 марта текущего года будет обнародована новая модель распределения бюджетных мест в российских вузах.
Глава Минобрнауки РФ, в частности, сказал: «Общее увеличение [бюджетных мест], конечно, произойдёт во всех регионах, но мы сейчас заканчиваем разработку соответствующего порядка распределения бюджетных мест. <...> [Методика] будет обнародована до конца февраля, до 1 марта, вот буквально в последних числах февраля».
Министр при этом подчеркнул, что новоиспечённая система будет ориентирована не только на сегодняшние потребности рынка труда конкретного региона, но также будет учитывать и его возможные изменения.
В. Фальков пояснил: «Вы понимаете, как цикл устроен. Вы даёте бюджетные места в 2021 году, в лучшем случае у вас в 2025-2026 годах выходят на рынок те, кто поступил в 2021 году. Вы должны понимать, что будет происходить на рынке труда через 4-6 лет, а в идеале надо понимать, что будет происходить через 15-20-30 лет, потому что вуз не настраивается на потребности рынка труда за два месяца, требуется по-хорошему год».
Кроме того, министр науки и высшего образования акцентировал внимание на том, что распределение бюджетных мест имеет прямую связь с коллективами, кафедрами или конкретными преподавателями: если государство не выделит соответствующую квоту, то целые кафедры, факультеты или даже институты могут остаться без работы. Речь идёт о 509 тысячах бюджетных мест. По словам главы Минобрнауки, «распределяя их между регионами и факультетами, надо в фокусе держать конкретного студента и преподавателя. Если мы не даём в регион бюджетные места на какое-то направление подготовки, то мы лишаем целые коллективы работы, потому что, конечно, на платные места при отсутствии бюджетных абитуриенты идут неохотно или не идут вообще». 
По словам представителей пресс-службы ведомства, министерство намерено разработать новые правила распределения контрольных цифр приёма. Новую модель предполагают запустить в 2021-2022 учебном году. Также в Минобрнауки рассказали, что в совершенствовании модели принимают участие федеральные органы исполнительной власти, разного рода ассоциации и ведущие российские вузы.

Результаты «Диктанта Победы» засчитают при поступлении в вузы в этом году

https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/rezultaty-diktanta-pobedy-zaschitayut-pri-postuplenii-v-vuzy-v-etom-godu/

Абитуриенты могут заработать до 10 дополнительных баллов ЕГЭ.
В Министерстве науки и высшего образования сообщили, что уже в этом году российские вузы начнут учитывать результаты «Диктанта Победы» в качестве индивидуальных достижений. Таким образом, абитуриенты могут заработать до 10 дополнительных баллов ЕГЭ и использовать их при поступлении. Об этом сообщил глава ведомства Валерий Фальков.
«С учетом опыта 2019 года и с целью привлечения большего числа молодежи к изучению военной истории страны мы поддержали инициативу и включили результаты предстоящего в нынешнем году „Диктанта Победы“ в число индивидуальных достижений абитуриентов в рамках приемной кампании 2020-2021 учебного года», — сказал глава ведомства, добавив, что это хороший стимул к тому, чтобы участвовать в таких важных мероприятиях.
Отметим, что в этом году «Диктант Победы» состоится 24 апреля. Участникам будет предложено 25 вопросов. Кроме того, будет увеличено количество площадок, где будет проходить тестирование. В частности, новые площадки будут развернуты на базе военных училищ и в воинских частях.
Ранее президент Владимир Путин выступил против начисления дополнительных баллов ЕГЭ за спортивные достижения абитуриентам, которые поступают в вузы на не связанные со спортом специальности. По его мнению, если выпускник хочет связать свою жизнь с другой сферой, то и достижения он должен продемонстрировать соответствующие. «Честно говоря, я не вижу здесь никакого смысла», — заявил президент.
Напомним, что сейчас вузы имеют право начислять к результатам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов за индивидуальные достижения. В их число входят: победы в олимпиадах, наличие значка ГТО, аттестат с отличием и золотой медалью, отлично написанное итоговое сочинение в 11 классе, опыт волонтерства и другие.

В программы школ и вузов включат изучение искусственного интеллекта


https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/v-programmy-shkol-i-vuzov-vklyuchat-izuchenie-iskusstvennogo-intellekta/
В этом году Министерство просвещения разработает образовательные модули в соответствии с ФГОС.
Стало известно, что в образовательные программы российских школ и вузов будет введен курс по изучению искусственного интеллекта. Как сообщили в Министерстве просвещения, к 2024 году эту тему будут изучать в половине всех образовательных организаций. Уже в этом году эксперты разработают образовательные модули в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
Кроме того, с 2021 года во всех регионах будет проводиться всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту. Победа в ней позволит школьникам получить преференции при поступлении в университеты.
Для российских вузов также запустят бакалаврские и магистерские программы по искусственному интеллекту. Первый набор абитуриентов запланирован на 1 сентября 2021 году. Ожидается, что через четыре года по этим программам подготовят около 3 тысяч магистров. На бакалаврские программы в 2024 году смогут поступить до 8 тысяч студентов. Разработчики проекта также предлагают ведущим российским вузам создать онлайн-курсы по искусственному интеллекту, которые будут доступны всем высшим учебным заведениям страны.
Ранее стало известно, что искусственный интеллект будет отчислять студентов вузов. Цифровую систему оценки успеваемости учащихся введут в 2021 году. Эксперты рассказали, что искусственный интеллект будет анализировать посещаемость, активность студентов на занятиях, их поведение и участие в общественной жизни вуза. По результатам мониторинга руководство будет принимать решение — поощрять студентов или, наоборот, отчислять их. В этом учебном году систему уже начали тестировать в ряде вузов. Планируется, что с 2021 года ее начнут активно использовать.

В Госдуме разработали механизм для смены специальности после 2 курса


https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/v-gosdume-razrabotali-mekhanizm-dlya-smeny-spetsialnosti-posle-2-kursa/

На какое направление подготовки смогут перейти студенты, которых не устроила выбранная специальность?
В Госдуме разработали порядок смены специальности для студентов, окончивших 2 курс. Депутат Госдумы Алена Аршинова направила соответствующие предложения в Министерство науки и высшего образования. Напомним, что ранее президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложить дать право студентам выбирать новое направление во время обучения в вузе и поручил подготовить механизмы смены специальности.
Среди предложений депутата — «укрупнение» групп специальностей и направлений, унификация учебных планов, а также сохранение отсрочки от армии.
«Возможность выбрать новое направление подготовки после 2 курса может быть предоставлена в рамках укрупненной группы специальностей и направлений. Поэтому мы предлагаем актуализировать существующий общероссийский классификатор, в том числе с учетом перспективных специальностей», — сказала она.
Также в Госдуме считают необходимым провести унификацию основных образовательных программ — отдельно для студентов 1 и 2 курсов технических и гуманитарных вузов, чтобы перевод был менее затруднительным. Для этого предлагается «укрупнить действующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования». Кроме этого, вузы могут получить право переносить бюджетные места с одного направления на другое, чтобы сохранить это место за студентом.
Ранее министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал, что поменять специальность после 2 курса смогут студенты не всех вузов. «Будет отобрана первая группа вузов, которая готова и хочет перестраивать учебный процесс, делать его более гибким. Отбор пройдет по отдельному конкурсу», — рассказал он. Он добавил, что систему обучения в вузах необходимо настроить таким образом, чтобы первые два года студенты изучали общеобразовательные дисциплины, а начиная с 3 курса, осваивали предметы по выбранной специальности. Такая система позволит не только менять специальность после 2 курса, но и сделает образовательную программу уникальной.

Абитуриентам хотят разрешить покупать билеты за полцены

https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/abiturientam-khotyat-razreshit-pokupat-bilety-za-poltseny/

В Госдуме выступили с предложением ввести льготы на проезд для поступающих в вузы.
Министерство транспорта попросили ввести льготы на проезд для поступающих в вузы. С предложением сделать скидку 50% на покупку авиа- и железнодорожных билетов для абитуриентов обратился депутат Госдумы Василий Власов.
Он отметил, что для молодежи, которая собирается поступать в вузы не в родном регионе, транспортные расходы составляют очень большую сумму. Он полагает, что для многих молодых людей это может стать препятствием для получения высшего образования.
«Со своей стороны считаю необходимым внедрить меры государственной поддержки в форме предоставления скидки 50% на авиа- и железнодорожные билеты для абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения», — отмечается в тексте предложения, направленного министру транспорта Евгению Дитриху.
В Госдуме напомнили, что в настоящее время в России есть льготы для школьников и студентов, однако эта норма до сих пор не распространяется на абитуриентов.
Ранее в Госдуме выступили с предложением разрешить студентам в возрасте до 30 лет покупать авиабилеты в несколько раз дешевле. Речь идет о перелетах на Дальний Восток, в Калининград и Симферополь. По мнению депутата Натальи Кувшиновой, это будет способствовать развитию молодежного туризма и получению высшего образования. Студенты получат возможность активно участвовать в образовательном обмене, конференциях и семинарах.
Напомним, что сейчас льготные билеты могут покупать граждане в возрасте до 23 лет, инвалиды и сопровождающие их лица, пенсионеры и многодетные семьи. Стоимость субсидируемых государством билетов в несколько раз ниже, чем тех, что продаются по коммерческому тарифу. Льготные перевозки выполняют «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», Utair, Nord Star, «Алроса», «Якутия», «ИрАэро», Nordwind, «Икар», Smartavia.

Путин не считает целевое обучение крепостным правом


https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/putin-ne-schitaet-tselevoe-obuchenie-krepostnym-pravom/

Президент назвал справедливой систему, когда выпускник должен отработать свое образование после выпуска.
Президент Владимир Путин заявил, что считает справедливым, когда выпускник, получивший образование по целевому договору, обязан отработать или вернуть деньги за обучение. При этом российский лидер не согласился с мнением, что целевое обучение похоже на крепостное право. Об этом он рассказал в интервью ТАСС.
«Это же справедливо. Не хочешь работать там, не выполняешь условия контракта, ну, верни деньги тогда. Это по-честному. Если вы учитесь за собственные деньги, вы имеете право поехать куда угодно и где угодно работать», — заметил Путин. Он добавил, что, если государство или работодатель оплачивают обучение студента по целевой программе, то они имеют право рассчитывать на то, что выпускник либо отработает по распределению, либо вернет деньги.
По его словам, такую схему предлагается использовать в сфере здравоохранения. «В целом, [это] возможный вариант», — считает Путин.
Отметим, что согласно статье 43 Конституции РФ, каждый гражданин России имеет право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. При этом речь идет об обыкновенном обучении на бюджетной основе, а не о целевом обучении, когда после выпуска студент «отрабатывает» вложенные в его образование средства. Это означает, что введение стопроцентного целевого набора, по сути своей, Конституции страны противоречит.
При этом ранее глава государства раскритиковал идею вернуть систему обязательного распределения выпускников вузов. «Выпускники школ уезжают в столицы, где и образование лучше, и жизнь интереснее. Регионы теряют самое ценное при этом: таланты, кадры, молодежь. Поэтому звучат призывы повсеместно вернуть в вузы систему распределения. Многократно это слышу, встречаюсь с этими предложениями почти на каждой встрече с общественностью. „Обязаловкой“ мы ничего не решим», — считает Путин.
Любопытно, что большинство россиян считают необходимым вернуть систему распределения выпускников вузов. Как показали результаты исследования портала SuperJob, положительно оценивают эту идею 69% опрошенных россиян.

Маргарита Русецкая назвала пять проблем в подготовке хорошего русиста


https://rg.ru/2020/02/27/margarita-ruseckaia-nazvala-piat-problem-v-podgotovke-horoshego-rusista.html

Ректор Государственного института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая рассказала, как подготовить хорошего русиста.
По мнению ректора, учить их надо со школьной скамьи. Учителям особенно стоит работать над устным русским. Об этом свидетельствуют итоги аттестации экспериментальной устной части Основного государственного экзамена по русскому языку для выпускников 9 классов.
"Около 30% школьников не справились с устной частью ОГЭ, - цитирует пресс-служба Института Пушкина Маргариту Русецкую. - Школьников необходимо учить аргументированно выступать, поддерживать диалог, отстаивать свою позицию".
Вторая проблема, которую нужно решить, это повышение качества набора абитуриентов. Русецкая подчеркнула: на классические направления идут более сильные абитуриенты, нежели на педагогические.
"По данным мониторинга НИУ ВШЭ, средний балл ЕГЭ абитуриентов по направлению "Педагогическое образование" в 2019 году составил 64, а, например, по направлению "Филология" - 72, - приводит статистику ректор. - На педагогические направления нередко принимаются выпускники школ с "тройками" по профилирующим предметам. Взять тот же русский язык: принимают ребят, у которых ЕГЭ по русскому 48-53 балла... это же тройка!"
По словам Русецкой, вузы могут и должны устанавливать минимальные пороги ЕГЭ хотя бы на уровне 65 баллов по профильным предметам. "Наш институт уже давно установил нижний порог для профильного предмета - русского языка - 75 баллов", - комментирует она.
Третья проблема - специальная система подготовки абитуриентов. Такая уже работает в Москве и в ряде других регионов. "Предуниверситетские классы, классы углубленного изучения предметов. Гуманитарные классы - это, пожалуй, лучшая возможность для вузов помогать школе, готовить ребят, прекрасно владеющих, в том числе, русским языком", - подчеркнула Русецкая.

Рукописи и фотографии не возвращаются и не рецензируются. Редакция оставляет за собой право редактировать тексты читателей, не изменяя их содержания. Мнение авторов публикуемых материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
Учредитель СФ БашГУ. Издатель СФ БашГУ.
Главный редактор А.И. Кучерук
Редактор А.И. Кучерук
Дизайн А.И. Кучерук
Верстка А.И. Кучерук
Фотокорреспондент О.С. Истрен, М.А. Гордеев

Адрес издателя, редакции, полиграфического участка:
453103, РБ, г. Стерлитамак, пр.Ленина, 49
Контактный телефон: 8 (3473) 33-98-65 (добавочный 219)

E-mail: pressa@strbsu.ru