Карьеру и конкурентноспособность выпускников обсуждали в Нижнем Новгороде


В Нижнем Новгороде прошел II Всероссийский студенческий форум «Карьера+». Участниками стали более 300 старшекурсников и выпускников из 33 университетов 25 городов России, 26 ведущих компаний страны и региона, а также руководители ЦСТВ вузов. От БашГУ в форуме приняли участие 8 студентов и заведующий Сектором содействия трудоустройству выпускников СФ БашГУ Дина Идрисова.


II Всероссийский студенческий форум «Карьера+» проходил на нескольких площадках, основная – карьерный проект «Дюжина лучших». Он представляет собой двухдневную игру для студентов и выпускников. Участникам игры необходимо было пройти три этапа – подать резюме на «Рынок труда», продемонстрировать свои лучшие качества на «Профотборе», а в финальном раунде представить свое решение кейса в виде презентации. По итогам игры 12 участников стали победителями и получили реальные предложения от работодателей. Помимо этого «дюжина» получила сертификаты на прохождение курсов повышения квалификации в Университете Лобачевского, памятные подарки от организаторов и работодателей.


Для участников, не прошедших в финал игры, был организован кейс-турнир от международной компании Coca-Cola HBC Russia. Соревнование для студентов всех направлений подготовки прошло в формате интеллектуальной викторины на знание истории компании, ее продукции, а также влияния, которое она оказала на массовую культуру.


Параллельно с «Дюжиной лучших» 4 октября состоялась лектория «Ценностный аспект процесса трудоустройства: ожидания и реальность» и форсайт-сессия «Совершенствование форм работы в деятельности центров содействия трудоустройству выпускников вузов» для представителей ЦСТВ вузов, студенческих советов и работодателей. Здесь участники смогли совместно разработать эффективные формы взаимодействия между студенчеством, вузами и работодателями.


5 октября состоялся круглый стол «Конкурентоспособность выпускников вузов России», где приняли участие представители ЦСТВ вузов-участников. На этом собрании были обсуждены форматы работы со студентами, проблемы привлечения внимания обучающихся к вопросам построения успешной карьеры, а также особенности взаимодействия с работодателями.


По итогам работы форума представителям БашГУ вручили благодарственные письма за работу по формированию профессиональных компетенций молодежи, активное участие во Всероссийском студенческом форуме «Карьера+» и проекте “Дюжина лучших”.

 

Д.Р. Идрисова

Будущая элита информационной сферы

В Стерлитамакском филиале БашГУ завершился второй интенсив по созданию приложений в виртуальной и дополненной реальности VR-days. Его провели руководители системного проекта Агентства стратегических инициатив «Кибер Россия» (г. Москва). В течение трех дней участники изучали основы программирования на языке С#, программы Unity3D и Vuforia и разработали реальное мобильное приложение с дополненной реальностью.



Обучающий интенсив прошли около 100 человек из Стерлитамака, Ишимбая, Кумертау, Учалов, Салавата, Нефтекамска, с.Раевский и Красноусольский. По словам Руслана Каримова, руководителя направления "Программирование и дизайн виртуальной и дополненной реальности" в СФ БашГУ, участники VR-days – это будущая элита информационной сферы:

– Многие компании видят перспективы, которые открывает использование виртуальной и дополненной реальности, – комментирует специалист. – Тот, кто сейчас вкладывает в эти сквозные технологии, в будущем будет иметь конкурентное преимущество. Областей, в которых что-то можно показать с помощью VR/AR-технологий, великое множество. Это медицина и анатомия, станкостроение, автомобилестроение, бурение для добычи нефти и газа, космос и т.д. Технологии виар – сквозные, это значит, их можно применить практически везде.


Около 50 процентов гостей СФ БашГУ – школьники. Многие из них записались, чтобы выбрать будущее направление обучения. Герман Журов, ученик 10 класса гимназии №2, так оценивает первый день интенсива:

– Сегодня всё было просто прекрасно! Преподаватели общительные и каждому помогают. Материал усваивается на ура! Это направление мне интересно из-за своей актуальности, потому что будущее лежит за виртуальной реальностью. Сейчас век IT. Я пришёл на подобное мероприятие впервые и, благодаря преподавателям, у меня сразу же появилось желание обучаться этому дальше. Конечно, не совсем удобно, что интенсив укладывается лишь в три дня, так как немного устаёшь от такого ритма обучения, но оно того стоит!



Другая половина участников VR-days – студенты факультетов, не только математики и информационных технологий, но и других. Взаимодействие на стыке наук – приоритетное направление в образовательном процессе университета.

– Я счастлива, потому что это второй раз, когда к нам приезжает «Кибер Россия», – делится впечатлениями студентка 1 курса Элина Суяргулова. – После первого VR-days я получила огромный опыт, много положительных эмоций и знакомств. VR-days мотивирует меня развиваться. На данном мероприятии я могу проявить свои таланты. Сегодня среди обучающихся я увидела знакомые лица. При поддержке преподавателей мы решили собрать команду и работать над VR-приложением. Посмотрим, что получится.


В преддверие интенсива для всех желающих прошла открытая лекция руководителя «Кибер России» Романа Поволоцкого «Цифровая трансформация общества»:

– Мы живём в переломный момент, когда прежняя система образования утрачивает свою эффективность. Вуз должен обеспечивать территории кадрами широкого профиля, тогда они смогут найти себе достоянное место в жизни. Совсем скоро большая часть сфер так или иначе будет автоматизирована и механизирована. Чтобы будущие выпускники не оказались в позиции диспетчеров такси, которым сказали: «Вы больше не нужны, потому что есть мобильные приложения», мы даем людям возможность прикоснуться к будущему на реальных задачах, вооружаем их знаниями, которые позволяют развиваться в правильном направлении. Почему именно Стерлитамак? Мы хотим работать с людьми, которым это надо. Сегодняшний VR-days показывает, что здесь есть студенты и школьники с запросом на собственное развитие. Здесь есть преподаватели и руководство, чтобы формировать интересную образовательную среду, в которой существует возможность заниматься разработкой программного обеспечения.

Запись лекции:



После лекции Роман Михайлович пообщался с журналистами Стерлитамака. Выдержки из интервью читайте в материале пресс-службы СФ БашГУ.

Первый интенсив по созданию VR/AR-приложений прошел в Стерлитамаке в марте 2018 года. Его посетили более 120 участников – школьников старших классов. В рамках интенсива состоялась презентация нового направления бакалавриата и магистратуры – «Программирование и дизайн виртуальной и дополненной реальности». В сентябре первые 25 студентов – будущих гейм-дизайнеров, архитекторов виртуальных миров и виар-программистов начали обучение на факультете математики и информационных технологий. Специалисты отмечают, что поступая на направление Программирование и дизайн VR/AR I Стерлитамак, ребята не только учатся создавать цифровой продукт, но и работать в команде, правильно ставить задачи, искать и обрабатывать информацию, общаться на уровнях: подчиненный-равный-начальник, выстраивать отношения на рынке инвесторов и многому другому.


– Технологии VR/AR сейчас относятся к сквозным технологиям Национальной технологической инициативы, поэтому в нашем университете этому направлению уделяется особое внимание, – отмечает директор СФ БашГУ А.А. Ковальский. – Ориентация проектно-исследовательской деятельности студентов университета на ключевых научно-технических направлениях, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков НТИ, позволит им быть востребованными профессионалами на горизонте ближайших 20 лет со стороны высокотехнологичных отраслей отечественной экономики.



Напомним, НТИ – это долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках в ближайшие 15-20 лет. Формирование в России научно-технологического задела по данным группам позволит создать глобально конкурентоспособные высокотехнологичные продукты и сервисы.

Подробнее про первый VR-Days: https://strbsu.ru/news/1072

Развитие цифровых образовательных технологий в СФ БашГУ: https://strbsu.ru/nots_tsot

Подробнее про направление «Программирование и дизайн VR/AR» и первую в Башкортостане VR/AR-лабораторию: https://www.gdvr.ru/

Группа во «Вконтакте»: https://vk.com/gdvrrb

Роман Поволоцкий: «Цифровая трансформация общества уже происходит»


В СФ БашГУ прошла лекция о цифровой трансформации общества. Лектором выступил Роман Поволоцкий – основатель и руководитель системного проекта Агентства стратегических инициатив «Кибер Россия». Прослушать выступление известного москвича пришли более 300 человек. Это школьники 9-11 классов, которые в будущем хотят связать свою жизнь с информационными технологиями, студенты СФ БашГУ, а также слушатели, заинтересованные в представленной теме.


Роман Поволоцкий в стенах СФ БашГУ не впервые. В марте этого года он вместе с единомышленниками запускал премьерный VR-days, на котором презентовали новое перспективное для Башкортостана направление бакалавриата и магистратуры «Программирование и дизайн VR/AR». О принципах обучения студентов-архитекторов виртуальных миров и цифровизации общества Роман Михайлович рассказал в интервью журналистам Стерлитамака.

– Роман, сегодняшняя лекция имеет широкую тему – цифровизация общества. Расскажите, для чего она нужна и какие сферы будут затронуты в будущем или затронуты уже сейчас?

– Мы живём в переломный момент, когда прежняя система образования утрачивает свою эффективность. Вуз должен обеспечивать территории кадрами широкого профиля, тогда они смогут найти себе достойное место в жизни. Совсем скоро большая часть сфер так или иначе будет автоматизирована и механизирована. Чтобы выпускники не оказались в позиции диспетчеров такси, которым сказали: «Вы больше не нужны, потому что есть мобильные приложения», мы даем людям возможность прикоснуться к будущему на реальных задачах, вооружаем их знаниями, которые позволяют развиваться в правильном направлении.


– Вы сегодня говорили о том, что в компетенциях VR или AR команда с нулевым уровнем знаний может создать продукт буквально за 3 месяца. Но при этом в Стерлитамаке открылся бакалавриат, где учатся 4 года, а потом еще два – в магистратуре. Возникает противоречие…

– Речь шла о конкретном проекте, который сделан за три месяца.Дети, про которых я рассказывал, получили задачу и вдохновились возможностью написать крутую компьютерную игру. Они сделали приложение «Полёт в космос», получили за это реальные деньги и остались довольны. Но прежде было три месяца ежедневной 8-часовой работы. Это серьёзный труд. А с нашей стороны – это профориентация. Когда в сентябре наши юные программисты вернулись в колледж, они стали его достоянием. А другие студенты на их примере увидели, что возможно всё. Так преодолевается барьер неуверенности и страха. 


Наработку опыта, фундаментальных знаний никто не отменял, но они теперь более доступны. Да, в VR/AR не требуется много инфраструктурных решений, огромного пространства или техники. Достаточно простых примеров, чтобы понять, насколько тебе это надо. Но, как и в любой профессиональной сфере, прежде чем взять на себя руководство большим проектом, человек должен наработать тысячи опытных часов.

Сейчас есть огромная потребность в программистах. Кто-то должен же готовить программистов нового времени. Почему не вуз? После 4 лет по нашей программе учащиеся будут иметь в портфолио опыт реализации минимум 12 проектов. За это время студент либо становится основателем своей компании и участником стартапа, либо он с богатым багажом знаний уходит на рынок труда. Во время учебы по направлению «Программирование и дизайн VR/AR» ребята не только создают цифровой продукт, но и тренируются работать в команде, правильно ставить задачи, искать и обрабатывать информацию, общаться с клиентом, начальством, подчиненными, выстраивать отношения с партнерами и на рынке инвесторов и многому другому.



– Новых программистов и обучать нужно по-новому. Как строится ваша система?

– Главное, что отличает нашу программу – проектный подход. Буквально с самого начала мы формируем команды, которые выйдут из стен университета с собственным продуктом. Но перед этим необходимо выстроить фундамент, на котором идея будет превращаться в реальность. Для наших студентов сейчас запланирована серия лекций и семинаров по понятийному аппарату. Мы должны синхронизироваться в определениях. Есть большое количество специфичной терминологии, которую должны освоить студенты. Для того чтобы они понимали поставленные задачи, нужно объяснить, как устроен мир цифровых технологий, что такое виртуальная и дополненная реальности, как и за что приниматьденьги, какую роль в команде выбрать, как общаться в команде и с заказчиком и т.д. Этот комплекс – понятийный аппарат, логика принятия решений. Они должны погрузиться в природу задачи, научиться наблюдать, какимобразом эта задача появилась и как решить ее последовательно. Правильное планирование – это один из ключевых факторов успеха.

– «Кибер Россия» – крупная успешная компания-разработчик. Зачем вам образование?

–У меня есть сын, у наших партнеров есть дети. Мы хотим, чтобы наше образование было самым лучшим в мире, и продуктом этого образования были счастливые и богатые люди. Такова наша миссия.

Однажды я увидел, как супружеская пара ссорится из-за игры, придуманной мной, и вдруг понял, что это не совсем то, к чему я стремился. Я подумал, что мог бы передать свой опыт детям, новым разработчикам. И решил посвятить остаток своей жизни созданию образовательных программ на основе разработки компьютерных игр. Совмещение опыта разработки такого сложного вида программного обеспечения, как игры, и образования на таком фундаментальном уровне еще никто не совмещал. Через игры я могу объяснить ребенку сложные вещи, а он сможет понять, зачем это надо – мы разговариваем на одном языке.



Да, «Кибер Россия» – это, прежде всего, коммерческая разработка программ. Мы айтишники, которые решают задачи для бизнеса. В процессе работы рождается коворкинг«Кибер Пространство» – среда, в которую приходят специалисты за экспертизой в виртуальной и дополненной реальности. Мы постоянно кого-то обучаем и столкнулись с тем, что универсальную образовательную программу сделать невозможно: у каждой компании и команды разный набор компетенций, задачи и инфраструктура. Главное, что мы делаем – помогаем организоваться, формализовать свой план работ. Вы знаете, что сейчас знания и технологии устаревают очень быстро, поэтому одна из важных наших особенностей – составление и корректировка обучающего процесса буквально в режиме нон-стоп, и тут же – применение, «обкатка» на реальных задачах. Каждый месяц мы убеждаемся в том, что это самая удобная модель образования.

Наверное, сейчас в России мы единственные, кто предоставляет комплексное решение. Большинство компаний выбирает одно приоритетное направление, а у нас есть и разработка программного обеспечения, и обучающие программы, и соревнования для IT-специалистов – хакатоны. Именно эта модель позволила нам стать системным проектом Агентства стратегических инициатив.


– Роман, кажется, будто такие высокоразвитые технологии – для мегаполисов, но наш город стал третьим в стране, где «Кибер Россия» помогла открыть бакалавриат по VR/AR. Почему был выбран Стерлитамак?

– Есть такая фраза: «Место – тоже игрок». Да, ребята стерлитамакские и, например, московские отличаются. Но не в худшую сторону, как многие привыкли считать, просто они другие. Мы хотим работать с теми, кто готов меняться, расти. Сегодняшний VR-days показывает, что здесь есть студенты и школьники с запросом на собственное развитие. Здесь есть преподаватели и руководство, чтобы формировать интересную образовательную среду, есть инфраструктура, чтобы разрабатывать программное обеспечение, игры, мобильные приложения. Стерлитамак – хороший город, где есть все для развития перспективных направлений. Кроме того, мы сознательно беремся за невозможное и так выходим за пределы компетенций. После этого большинство целей достичь уже сильно проще. Придерживаемся принципа: чтобы стать чемпионом, нужно брать на себя чемпионские задачи. В общем, улыбаемся и пашем. Теперь и в вашем регионе.



Валентина Доброгорская, Екатерина Кириллова

Опыт СФ БашГУ оценили в «Точке кипения» Санкт-Петербурга

Представители СФ БашГУ приняли участие в баркемпе «Национальная технологическая революция 20.35». Глобальная неформальная образовательная конференция прошла в начале ноября в «Точке кипения» Санкт-Петербурга (Технопарк «Ленполиграфмаш»). 


На форуме были представлены рынки НТИ (Национальной технологической инициативы) и их ключевые тренды с учетом наибольшего коммерческого потенциала отечественных компаний: Автонет, Аэронет, Маринет, Нейронет, Энерджинет и Хэлснет. Также была представлена концепция нового рынка FashionNet, который начал формирование в 2016 году. Участники обсудили, в каких ключевых направлениях может быть задействован образовательный и промышленный потенциал городов, основные тренды, происходящие в глобальной экономике, стратегию развития в контексте НТИ до 2035 года.


В рамках НТИ достаточно много внимания уделяется развитию технологических и технических Университетов. Университет рассматривается как инновационная экосистема, "фабрика стартапов", основа для развития технологического предпринимательства выпускников. Основным вопросом для региональных вузов становится поиск новых направлений развития и источника ресурсов для эффективной трансформации, позволяющей обеспечить «лидерские» позиции каждого из Университетов на мировом уровне. Этой теме был посвящен круглый стол, в котором по приглашению коллег из тамбовского университета приняли участие заместитель директора Стерлитамакского филиала БашГУ Владимир Кризский, помощник директора, начальник Научно-инновационного управления Павел Алешин и специалист по стратегическому планированию университета Мария Орешникова. 


Эксперт круглого стола Сергей Переслегин прокомментировал выступление представителей вуза. Он отметил, что реализуемая Стерлитамакским филиалом БашГУ модель по привлечению школьников в университет является самой жизнеспособной для развития человеческого капитала в регионах. Сначала ученики города приходят на площадку технопарка «Толтек СФ БашГУ» на занятия робототехникой и программированием, затем могут продолжить свои проекты, поступая в университет и посещая студенческий кружок и реализуя себя в научно-образовательном центре «Промышленная робототехника». 


Также в рамках круглого стола обсуждались варианты новых моделей развития региональных классических университетов и экспорт образования как возможный источник ресурсов для роста. Участники согласились, что существует значительное количество вузов – классических Университетов, которые решают не высокотехнологичные не менее важные на долгосрочном горизонте для научного и технологического развития задачи, но существенно менее очевидные с точки зрения "обеспечения промышленного роста за счет кадров". Эти задачи – подготовка медиков для системы здравоохранения, учителей для школьного и профессионального образования, специалистов в сфере культуры – не столь широко обсуждаемы в прессе и среди инноваторов, как создание «высокотехнологичных продуктов и производств», но при этом их решение обеспечивает системные основания для долгосрочного развития страны. И – очевидно – "провал" в качестве подготовки, например, школьных учителей влечет за собой "провал" в экономике, технологиях, культуре – на долгосрочном горизонте. 



Справка

«Точка кипения» предназначена для представителей сферы образования, науки, бизнеса – ученых, бизнесменов и технологических предпринимателей, госслужащих, членов общественных организаций и профессиональных сообществ, теоретиков и практиков - чтобы они могли делиться лучшими практиками, прорабатывать новые модели регионального развития отдельно по своим направлениям и во взаимодействии друг с другом.

Главная «Точка кипения» АСИ в России работает в Москве с 2014 года, на площадке прошло свыше 400 мероприятий, в которых приняли участие больше 80 тыс. человек.

ТОП 5 полезных ресурсов для образования


Образование всегда будет в цене и откроет для вас кучу возможностей. И вовсе необязательно тратить на повышение своих навыков большие суммы — есть ресурсы, которые помогут вам сделать это совершенно бесплатно.

Arzamas


Бесплатный просветительский проект, посвященный гуманитарным наукам. Здесь вы можете найти онлайн-курсы в виде сочетаний видеолекций, справочных заметок и статей, фотогалерей и фрагментов кинохроники, цитат из забытых книг и интервью со специалистами.

arzamas.academy/about

Лекториум


Лекториум — академический образовательный проект, имеющий два раздела: самый большой видеоархив академических лекций на русском языке и образовательные курсы нового поколения. Доступ к библиотеке свободный и бесплатный.

www.lektorium.tv

Электронное образование Республики Башкортостан


Для многих процесс обучения — что-то страшное и неприятное. Возможно, на это повлияли учителя, непонятные математические матрицы или огромные стихотворения, которые нужно было учить. Тем не менее, учёба — важный процесс в жизни каждого человека. Сделать образование доступным и интересным помогает портал «Электронного образования Республики Башкортостан», где полезные знания можно получать online.

edu.bashkortostan.ru

Телеканал «Наука»


«Наука» – самый популярный научно-познавательный канал в России. Мы просто и доступно рассказываем о главных достижениях российской и мировой науки. Наши программы получили десятки престижных наград, переведены на 7 языков мира и доступны зрителям во многих странах.

www.naukatv.ru

Митапы в коворкинге СФ БашГУ


Meetup с английского переводится как «встреча единомышленников». Как правило, проходит она в непринужденной обстановке, а в процессе спикер и участники делятся опытом и знаниями. Такие встречи организует бизнес-акселератор LIFT СФ БашГУ, проходят они каждый четверг в 19:00 час.

Каждая встреча транслируется в прямом эфире. Следить можно в официальной группе во «Вконтакте»

vk.com/4liftnet

Рукописи и фотографии не возвращаются и не рецензируются. Редакция оставляет за собой право редактировать тексты читателей, не изменяя их содержания. Мнение авторов публикуемых материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
Учредитель СФ БашГУ. Издатель СФ БашГУ.
Главный редактор Е.С. Кириллова
Корреспондент В.А. Доброгорская
Дизайн К.М. Хасанова

Адрес издателя, редакции, полиграфического участка:
453103, РБ, г. Стерлитамак, пр.Ленина, 49
Контактный телефон: 8 (3473) 33-98-65 (добавочный 219)

E-mail: pressa@strbsu.ru