Студенты СФ БашГУ о Всемирном фестивале молодежи


2017 год для студентов СФ БашГУ был богат на различные форумы. На «Тавриде», «iВолге», «Медиасмыслах», «#UfaForumе», «Смарт-тау» побывали десятки наших активистов и отличников. Троим из них удалось посетить самое масштабное событие года - Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи.
Более 25000 молодых людей из 180 стран разрабатывали стратегию развития Земли до 2030 года. В течение девяти дней они посещали творческие, спортивные и танцевальные мастер-классы, участвовали в научно-образовательных лекциях, семинарах и дискуссиях, общались с известными дипломатами, политиками, писателями, актерами и журналистами.

Маргарита Гриб, магистрант исторического факультета, учитель школы №21

«Это был замечательный форум! Запомнилось все, начиная от выступления В.В. Путина на торжественном открытии и заканчивая грандиозным заключительным концертом. Программа фестиваля была очень насыщенной. Мы старались охватить максимум полезного, познакомиться с большим количеством участников, найти единомышленников. Я успела посетить пресс-конференцию «Культура: свобода & ответственность», где спикерами выступали французский прозаик Фредерик Бегбедер, российский актер Сергей Безруков, директор Музея современной истории России Ирина Великанова, директор Большого Московского государственного цирка Эдгар Запашный.
За все время мы побывали на выступлениях более 15 спикеров. Чтобы попасть на встречу с ними, порой нам приходилось за несколько часов занимать очереди. Особенно популярным стало выступление известного мотивационного оратора Ника Вуйчича. Очередь на его лекцию заканчивалась где-то на улице уже за несколько часов до начала!».

Александра Савина, студентка факультета педагогики и психологии

«В рамках фестиваля мне удалось посетить четыре панельные дискуссии, несколько лекций и мастер-классов. В целом образовательная программа была очень плотной, каждый мог найти то, что ему действительно по душе.
Организаторы подготовили богатую культурную и спортивную программу. Я была на джазовом фестивале «Sochi Jazz Festival», фестивале современной музыки, Дне национальных культур. По вечерам традиционно проводились кинопоказы известных фильмов, презентовать которые приезжали авторы кинокартин, после просмотра каждого произведения участники фестиваля могли задать свои вопросы режиссёрам. Мне удалось побывать на кинопоказах фильмов «Гоголь. Начало», «Москва слезам не верит», «Притяжение», «Terra». Для спортсменов были организованы Всемирное ГТО, зоны экстремальных видов спорта, воркаута, ралли-марафона. Я же участвовала в массовых катаниях на коньках и мастер-классах по фигурному катанию. Уследить за всей этой жизнью было нереально, хотелось побывать везде и во всем принять участие».

Сергей Хисматуллин, студент юридического факультета

«На фестивале было более 70 площадок. Хотелось посетить всё: дискуссии с известными личностями, научные выставки, мастер-классы. Но не всегда это удавалось: многие мероприятия пересекались во времени.
Основная площадка, в которой я принимал участие, – «Глобальная политика и её повестка: как защитить мир». Наша большая команда искала пути преодоления международных проблем и вызовов, работала над созданием глобальной сети молодёжных послов. Каждый день на образовательных лекциях мы обсуждали будущее науки и глобальное образование, международное культурное пространство, гражданскую платформу развития. Организаторы подготовили шикарную образовательную программу.

Фестиваль оставил только положительные эмоции, я думаю, что с этим согласится каждый, кто там побывал. Спасибо руководству вуза за возможность посещать подобные мероприятия».

Екатерина Кирилюк

Коворкинг-зона, беспилотники, 3D-технологии. Уже в СФ БашГУ

В 2017 году в Стерлитамакском филиале БашГУ было проведено более 50 конференций, студенты выиграли около 60 всероссийских и региональных конкурсов, олимпиад и грантов. Университет стал центром притяжения представителей робототехники, программирования и предпринимательства, организовав первый на юге республики хакатон, региональные фестивали «Робофест» и «РобоПром». В 2018 году нас ждут новые научные открытия, конференции и олимпиады, а также изменения в инфраструктуре.

Наши пластификаторы заменят импорт
Естественнонаучный факультет

На кафедре химии и химической технологии естественнонаучного факультета группа наших ученых – преподаватели, аспиранты, магистранты, лаборанты и студенты – работают над получением новых пластификаторов, необходимых для производства кабельных изделий, герметиков и др. 
– Сначала исследование проводилось в лабораторных условиях, – рассказывает руководитель проекта, доктор технических наук Я.М. Абдрашитов. – Результаты вызвали одобрение наших заказчиков – производителей кабельных пластикатов, и они приобрели для нас пилотную установку. На ней сейчас исследуются химические процессы, технологические параметры и аппаратурное оформление. По итогам работы были подтверждены все теоретические и опытные данные и получен новый пластификатор, который испытывали на ООО «НПЦ Башкомпаунд». На основе полученных данных можно будет спроектировать завод мощностью до 10 тысяч тонн в год.

В 2018 году, отмечают ученые, будет продолжена работа по поиску новых технологий по производству импортозамещающей малотоннажной химической продукции. 

Проект выполняется на хоздоговорной основе, его финансирование составляет 1 млн 125 тысяч рублей.

Отметим, что кафедра химии и химической технологии ориентирована на научные исследования, которые имеют практическое значение. Как правило, ученые работают в лабораториях СФ БашГУ, магистранты также проводят исследования на рабочих местах, в научно-технических центрах «Газпром нефтехим Салават», «БСК», «Синтез-Каучук», Академии наук РБ, на предприятиях ФКП «Авангард», ООО «СНХЗ», ООО «Башпласт». Научная работа ведется по внутренним грантам СФ БашГУ.

Будем создавать мини-токарные и станки для прототипирования
НОЦ «Промышленная робототехника и медицинская физика»

Научно-образовательный центр «Промышленная робототехника и медицинская физика» планирует расширить перечень изготавливаемых станков. 

– Сотрудники центра работают над проектом по созданию мини-токарных станков и станков для прототипирования, – отмечает заместитель генерального директора по маркетингу, информационным технологиям и безопасности ОАО «Станкомонтаж» И.Р. Байтимеров. – Кроме того, для обучения студентов на научно-производственном участке мы предполагаем разместить электрохимические станки собственного производства».
В планах продолжить изготовление гравировальных станков. Оборудование уже применяется на предприятиях Санкт-Петербурга и Уфы, еще один заказчик - компания г. Тольятти. Разработан плазменный станок для г.Белебея, есть предпосылки на получение заказа на проектирование и изготовление станка плазменной резки для одного из предприятий нашего города. 

Машиностроение, мехатроника и робототехника – новые направления скоро в вузе
Научно-производственный участок ЕНФ

В рамках сотрудничества с компанией СТАН планируется открытие учебного центра по подготовке операторов станков с ЧПУ. Центр расположится на естественнонаучном факультете СФ БашГУ, на базе научно-производственного участка. Сотрудники СТАНа и преподаватели филиала будут готовить специалистов как для конкретных предприятий, так и всех желающих освоить новую программу. «Сейчас учебный центр находится на стадии подготовительных ремонтных работ для установки оборудования. Уже в начале следующего года здесь будут установлены токарные и фрезерные станки с ЧПУ для многоосевой обработки. В перспективе их будет не меньше пяти, – рассказывает декан естественнонаучного факультета И.М. Мунасыпов. – Кроме того, мы приобретаем класс симуляторов, где студенты будут отрабатывать навыки программирования, применяя «G-коды» и систему CAD/CAM. После обучения на симуляторах студенты смогут перейти к управлению и выполнению работ на реальных станках».
Сотрудничество с компанией СТАН позволит открыть в СФ БашГУ новые направления подготовки: машиностроение, мехатронику и робототехнику. Студенты будут готовиться для конкретных предприятий машиностроения, которые в настоящее время ощущают острую нехватку специалистов.

Операторов беспилотников обучат в новом центре
Центр по подготовке операторов БПЛА
В СФ БашГУ будут обучать операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Центр по подготовке таких специалистов откроется в первой половине 2018 года. «Курсанты будут обучаться по направлениям предприятий, эксплуатирующих БПЛА, – сообщает руководитель проекта В.Х. Сираев. – На сегодняшний день потребность в таких специалистах уже испытывают компании, использующие магистральные нефте- и газопроводы. Также есть заинтересованность со стороны сельскохозяйственного сектора. Главным образом, это мониторинг посевных площадей. Беспилотники могут использоваться Министерством природопользования для контроля в области экологии и учета объектов животного мира, Росреестром - для кадастрового учета земельных участков. РЖД рассматривает возможность использования беспилотных технологий для контроля своей инфраструктуры. Центр также может заинтересовать МЧС и МВД. БПЛА позволяют решать широкий спектр задач, и с каждым годом он расширяется, соответственно, спрос на специалистов БПЛА также будет расти».

Масштабные события в стенах вуза
Детский технопарк

В декабре в СФ БашГУ открылся детский технопарк. В специально оборудованных лабораториях ребята от 7 до 17 лет изучают мехатронику и робототехнику, 3D-моделирование, электронику, высокоуровневое программирование, программирование микроконтроллеров, беспилотные летательные аппараты. 
«На базе технопарка будут проходить различные мероприятия, – отмечает научный сотрудник технопарка В.Н. Анохина. – В январе мы проведем региональный отборочный фестиваль «Робофест», в апреле – республиканский робототехнический фестиваль «Робопром». «Робопром» станет одним из самых масштабных событий 2018 г. в Башкортостане. На этом фестивале будут представлены мастер-классы от ведущих специалистов предприятий Башкортостана. В данный момент идет полным ходом подготовка к «Робофесту», уже поступили заявки на участие от 73 команд». 

Геймификация в приоритете
НОЦ «Цифровые образовательные технологии»

В сентябре 2017 г. в СФ БашГУ был создан НОЦ «Цифровые образовательные технологии». Среди приоритетных задач центра – разработка цифровых образовательных продуктов, системы электронного обучения, создание онлайн-курсов, внедрение технологий геймификации, виртуальной и дополненной реальности в образовательный процесс. 
Cегодня cотрудники НОЦ продолжают работу над проектом по реализации сетевой модели геймификации образовательного процесса. Образовательная платформа «Электронная игровая школа» разрабатывалась в течение 2017 года, и уже сегодня разработку апробируют около 50 школ. Два года подряд проект получал грантовую поддержку главы Республики Башкортостан. 

«Расширенная модель геймификации образовательного процесса позволит в будущем сделать участниками платформы ссузы и вузы и организации дополнительного образования – рассказывает руководитель проекта Р.Х. Каримов. – Школьники все так же будут главными потребителями продукта, представители ссузов и вузов смогут реализовать свои программы дополнительного образования посредством геймифицированной платформы. При этом ученики будут получать дополнительные бонусы не только за основную учебу в школе, но и за внеурочную деятельность». Как отмечают ученые, реализация сетевой модели запланирована на 2018 год, апробация с участием образовательных организаций различного типа пройдет в 2019 году.

Коворкинг-зона объединит IT-специалистов
Бизнес-акселератор LIFT

В ближайшее время на базе технопарка СФ БашГУ откроется коворкинг-зона. Это уникальная среда, где IT-профессионалы и студенты будут создавать свои проекты, а после представлять их на российском и международном уровне. Здесь студенты смогут найти наставников и работу, а после будут создать свои компании в акселераторе LIFT. 
– Будет много мероприятий и встреч, хакатоны и митапы, мастер-классы – все, чтобы усиленно формировать сообщество ИТ в Стерлитамаке и обучать студентов современным направлениям, – отмечает руководитель бизнес-акселератора LIFT Рустам Салаватов.

«Первая ласточка» в 3D
Лаборатория аддитивных технологий

На базе филиала откроется лаборатория аддитивных технологий. Педагоги смогут изучать возможности внедрения 3D-технологий в обучение, студенты будут работать над проектами по конструированию и прототипированию изделий. 
– В данный момент мы работаем над созданием своего 3D-принтера, – рассказывает научный сотрудник НОЦ «Промышленная робототехника и медицинская физика» Н.Р.Гимадеев. – Мы создали его прототип для выявления сильных и слабых сторон конструкции. Сейчас работаем над предсерийным образцом, руководства к нему и методической литературы. Дальше мы отправим его в производство. 

Главное преимущество разработки наших ученых – в цене, качестве и технических характеристиках. Он в разы дешевле аналогов, может печатать двумя разными материалами или двумя цветами. 

Богат на научные события
Филологический факультет

Наступивший 2018 год станет для филологического факультета СФ БашГУ богатым на научные события. «Весной мы проведем две международные и одну студенческую конференцию, в рамках подготовки к Всемирной фольклориаде – фестивали, научные семинары, посвященные народному творчеству, поддержанию и развитию языка, – рассказывает декан факультета Н.Б. Мухина. – Мы продолжаем развивать студенческую науку. В прошлом году по итогам научно-исследовательской работы мы были победителями среди всех структурных подразделений вуза. Надеемся вновь занять первое место. Важно, чтобы студенты выступали не только исполнителями, но и руководителями проектов. Это хороший толчок к развитию научной деятельности».
Как отмечает Наталия Борисовна, одно из главных направлений филологического факультета – работа над поднятием авторитета преподавателей филиала до уровня международных лекторов. Так, кафедра германских языков готовит их к чтению лекций на английском языке, выступлению на международных конференциях. 

Откроется центр сертифицированного обучения 1С 
Экономический факультет

В январе 2018 г. планируется открытие Центра сертифицированного обучения 1С на базе экономического факультета СФ БашГУ. Сертифицированное обучение с выдачей сертификата унифицированной формы фирмы «1С» на начальном этапе планируется по трем наиболее востребованным в нашем городе конфигурациям: «1С: Зарплата и управление персоналом»; «1С: Бухгалтерия 8»; «1С: Управление торговлей». Занятия будут вести квалифицированные преподаватели, имеющие сертификат ЦСО. Курсы, разработанные фирмой «1С» совместно с базовой кафедрой «1С» МФТИ, будут включать лекции и непосредственную практическую работу в программе. 
По словам декана экономического факультета Г.М. Мурзагалиной, программное обеспечение фирмы «1С» выбирают практически все предприятия и учреждения России. 

– Знание принципов работы в основных, профильных конфигурациях 1С – это залог успешного конкурирования на рынке труда наших студентов, – подчеркивает Гульназ Миннуловна. – Для этого экономический факультет планирует ежегодно проводить День 1С Карьеры, где региональные дистрибьютеры и потенциальные работодатели будут рассказывать участникам о перспективах работы в индустрии 1С. Кроме того, мы надеемся, что хорошей традицией факультета станет участие наших студентов во всевозможных федеральных соревнованиях, в том числе в конкурсе выпускных квалификационных работ с использованием программного обеспечения 1С». 

Клиника правовой помощи поможет онлайн
Юридический факультет

На базе юридического факультета СФ БашГУ работает юридическая клиника «Правовой центр». Здесь бесплатная юридическая помощь предоставляется гражданам при решении различных проблем в области гражданского права и процесса, трудового, семейного, земельного права. Как правило, «клиентами» центра становятся представители незащищенных слоев населения, а также студенты.
«В 2017 году мы запустили чат-бот «Разработка системы электронного консультирования «Юридическая клиника – Правовой центр», – рассказывает декан юридического факультета Р.М. Усманова. – Теперь у любого желающего есть возможность задать вопрос онлайн через специальную форму на странице Правового центра СФ БашГУ в соцсети (vk.com/pravo_sfbgu)». 

В рамках работы над проектом была создана база правовых ситуаций по различным вопросам. «В основе разработки программы лежат сотни типовых вопросов и ответы на них, – поясняет заместитель декана по научной работе Н.Н. Бойко. – При обращении заинтересованного лица за юридической консультацией вопрос обрабатывается программой. Если вопрос является типовым, то ответ следует автоматически. Если же вопрос специфический или его нет в системе, лучше обратиться лично на кафедру юридического факультета (тел. (3473) 33-98-65 доб. 453, пр. Ленина, 47а, каб.306 в будни с 9-00 до 17-00 час.)

Развиваем цифровые технологии
Факультет башкирской и тюркской филологии

Одна из приоритетных задач факультета башкирской и тюркской филологии – развитие цифровых технологий в филологии, в частности в преподавании родного языка и литературы. С этой целью планируется организовать совместную работу с научно-образовательным центром «Цифровые образовательные технологии» СФ БашГУ. 
«Вместе с сотрудниками центра мы хотим разработать обучающую программу, которая смогла бы «разговаривать» с ребенком на башкирском языке. Это комплексный проект, который требует совместной работы программистов, филологов и психологов», – поясняет декан факультета башкирской и тюркской филологии Р.Х. Илишева.

Обучение робототехнике с малых лет
Факультет педагогики и психологии

На факультете педагогики и психологии планируется открытие нового направления «Дошкольная робототехника». На первом этапе будет проводиться отбор детей, которым интересно инженерное направление. Ребята, которые предрасположены к техническому творчеству, будут заниматься робототехникой с пяти лет.
В настоящее время факультет педагогики и психологии в лице декана Л.Б. Абдуллиной реализует подготовительный этап работы – определяются дошкольные образовательные организации и СОШ г. Стерлитамака, которые первыми примут участие в новом развивающем проекте.

Выявление детей, имеющих склонности к конструированию и техническому творчеству, – задача преподавателей-психологов факультета. Занятия с дошкольниками и младшими школьниками также будут проводить преподаватели кафедр ТиМНО, ПНО и ППО, так как умение проектировать требует математических и коммуникативных компетенций. 

Расширение инновационной деятельности факультет планирует через курсовую подготовку воспитателей ДОО и учителей начальных классов, а также введение соответствующих курсов по выбору для студентов факультета.

Перспективные проекты web-технологий
Факультет математики и информационных технологий

На факультете математики и информационных технологий активно развиваются проектные технологии. «В этом году все первокурсники работают над созданием собственных web-приложений, – рассказывает доцент кафедры прикладной информатики и программирования А.А. Бормисов. – Постепенно разработкой приложений будут заниматься студенты всех курсов. Те, кто заинтересован в дальнейшем развитии и продвижении проекта может посещать кружки по машинному обучению и программированию. При этом заниматься у нас могут не только студенты, но и школьники». Отметим, что на факультете создано более 5 научных кружков, работа которых поддержана грантами СФ БашГУ. Его участники становятся призерами на олимпиадах и конкурсах различного уровня. Среди последних побед – выход в финал конкурса «Я – профессионал». Студенты будут учиться в зимней школе, посещать семинары известных учёных и специалистов из крупных компаний и, возможно, получат приглашение на обучение в магистратуре в одном из крупнейших вузов.
Одним из элементов проектного обучения являются хакатоны. На последнем из них учащиеся школ и студенты учились создавать web-приложения на профессиональных платформах Angular и Django. Самыми перспективными были признаны проекты ребят, предложивших новую идею рейтинга обучающихся, трудовую биржу по поиску IT-специалистов и онлайн-систему для университета. Следующий хакатон на базе факультета математики и информационных технологий пройдет в первой половине следующего года.

По словам декана факультета математики и информационных технологий С.А. Мустафиной, огромное количество проектов преподавателей факультета поддерживается научными фондами России и республики Башкортостан. «Наибольшую грантовую поддержку получил исследовательский проект доцента кафедры прикладной информатики и программирования М.К. Хасанова и «Электронная игровая школа» доцента кафедры математического анализа Р.Х. Каримова, – отмечает Светлана Анатольевна. – Многие преподаватели ведут работу над реальными проектами. В основном это создание программных пакетов, которые впоследствии реализуются в конкретных организациях». 

3D-технологии помогут наполнить виртуальный музей
Исторический факультет

На историческом факультете 3D-технологии применяют в процессе обучения. Например, на занятиях по археологии, истории древнего мира демонстрируются копии оригинальных находок. 
«Лучшие 3D-модели будут использоваться для создания виртуального музея на сайте, – отмечает заведующий учебно-методического кабинета археологии при кафедре всеобщей истории и философских дисциплин И.В. Денисов. – Основная задача – оцифровать археологическую коллекцию и создать виртуальные модели для использования в научной работе».

Создано студенческое научное общество 
Колледж СФ БашГУ

С 1 января 2017 года на базе колледжа СФ БашГУ реорганизовано студенческое самоуправление и создано Студенческое научное общество. «Наши студенты успешно принимают участие в городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах, конференциях и олимпиадах, занимая призовые места, – отмечает преподаватель колледжа Л.К. Аракелян. – Начиная с 1 курса, они обучаются основам научно-исследовательской работы и активно публикуют свои первые научные статьи под руководством наших преподавателей».
По словам заведующего колледжем Н.Н. Ткачевой, на 2018 год уже запланировано шесть научных конференций и конкурсов республиканского и всероссийского масштаба. Уже в феврале пройдет Республиканская научно-практическая конференция «Проблемы безопасности человека в современных условиях» среди школьников 9–11 классов и студентов учреждений СПО.

Екатерина Кирилюк

В школах Стерлитамака реализуются проекты здоровьесбережения, разработанные в СФ БашГУ

Классы с современным эргодизайном информационного образовательного пространства, фитобар в столовой, сенсорные комнаты и оранжерея. Думаете, речь о современном санатории? Нет. Все это есть в школах нашего города. Правда, пока не во всех, но подобные нововведения, реализуемые на базе экспериментальных площадок, доказывают свою эффективность. К числу таких новшеств можно отнести здоровьесберегающие технологии. Что они собой представляют и как внедряются в городе, рассказал руководитель уникальной научной школы «Образование и здоровье», доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования Стерлитамакского филиала БашГУ Анатолий Геннадьевич Маджуга.
– Анатолий Геннадьевич, что вообще входит в понятие образовательные здоровьесберегающие технологии?

– Здоровьесберегающие образовательные технологии – это комплекс методов, приёмов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса. Здоровьесбережение предполагает активное участие самого ученика в освоении культуры человеческих отношений, постепенное расширение его круга общения и деятельности, развитие самоконтроля, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирование ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. Говоря простым языком, это учебно-познавательная деятельность и в дополнение к ней:

– чередование разных видов деятельности (например, умственной работы с гимнастикой, физкультминутками, закаливанием); 

– дизайн информационного образовательного пространства – эргономичный (удобная мебель, приятный глазу цвет стен и оборудования);

– организация сбалансированного и горячего питания;

–эффективные оздоровительные техники, например, гимнастика по технологии Уманской для профилактики простуды, точечный массаж; 

– проведение уроков с использованием технологии развивающейся кооперации (ТРК), которая направлена организацию совместно-диалогической продуктивной деятельности. Основной принцип данной технологии: «Не отвергать чужое мнение, а объединять несколько мнений, идей». Так, например, учитель предлагает учащимся темы исследовательских проектов, а они в рамках этой деятельности осуществляют самостоятельно структурирование определённой информации, представляют её в виде логико-структурных схем, работают в малых группах, генерируют оригинальные идеи, участвуют в научной дискуссии по заявленной в теме проблематике. В процессе применения этой технологии дети осваивают приемы работы в команде, приобретают опыт эффективного межличностного взаимодействия, проявляют инициативу и самостоятельность в ситуациях альтернативного выбора, учатся принимать групповые решения. 
– Расскажите об экспериментальных площадках. Сколько их в городе, что на них представлено?

– Сейчас таких площадок три. Это школы №№ 10, 29, 31. В этих школах совместно с педагогами мы внедряем комплекс здоровьесберегающих технологий. Так, например, в школе №10 есть фитобар. Приготовление напитков (чаи, морсы, целебные отвары) осуществляется по рецептам народной медицины. Здесь дети не просто пьют различные напитки, обладающие общеукрепляющим эффектом. Учителя биологии рассказывают, как правильно заваривать багульник, чем полезен иван-чай, как собрать листья брусники и ежевики для приготовления целебного отвара. В «меню» есть и кислородные коктейли с разными натуральными компонентами. И знаете, дети не просто оздоравливаются, принимая отвары, а узнают много важного и нового о своём здоровье, способах и приёмах его формирования и укрепления.

– Какие ещё инновации внедряются на экспериментальных площадках?

– В школах реализуется инклюзивное образование, формируется безбарьерная образовательная среда, применяются приёмы психокоррекции кризисных состояний обучающихся, используется арт-терапевтическое сопровождение образовательного процесса, внедряются личностно ориентированные технологии, технологии витагенного обучения, игровые технологии. Все эти аспекты, являются перспективными направлениями в рамках инновационного образования. Снять нервно-психическое напряжение и отдохнуть от занятий ученики могут в сенсорных комнатах. В 31 школе есть своя оранжерея. Под нее выделена целая рекреация на втором этаже. В отдельных школах имеются логопедические классы и специально оборудованные для занятий лечебной физической культурой залы.

– А много учеников с ограниченными возможностями обучается в этих школах?

– В школе №29 – 20 человек, в школе №30 – около 30 человек.

– Здоровьесберегающие технологии используются только в школах?

– Нет, они внедряются и в детских садах Стерлитамака. Так, например, в образовательной деятельности детских садов №№ 21, 29, 34, 54, 62 нашего города используют закаливающие процедуры, психодинамические техники (например, пальчиковую гимнастику, арт-ритмику), применяют различные виды арт-терапии: песочную, элементы маско- и глинотерапии, комплекс расслабляющих физических упражнений и упражнений, поддерживающих иммунитет детей.
– А как вы следите за тенденциями, отбираете разработки для внедрения?

– На базе факультета педагогики и психологии СФ БашГУ несколько лет, успешно функционирует научная школа «Образование и здоровье». Эта школа была открыта в 2009 году при кафедре психологии и педагогики. В октябре 2017 года на факультете педагогики и психологии в рамках научной школы здоровья прошла Всероссийская конференция с международным участием «Здоровьесберегающее и здоровьесозидающее образование в условиях реализации ФГОС нового поколения». В работе этой конференции приняли участие учёные из разных регионов России, которые занимаются проблемами здоровьесбережения в сфере образования. 

– Школа в Стерлитамаке – единственная в России?

– Нет. Её проводили в Кемерово, Новосибирске, Белгороде. В 2013 году в Стерлитамаке впервые прошла Всероссийская научная школа «Образование и здоровье». В работе школы принял участие доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Советник ФГАУ «Федеральный институт развития образования», председатель Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Государственной Думы по образованию и науке (г. Москва) Фарис Фахразович Харисов. С этого периода проведение научной школы стало одной из важных традиций факультета педагогики и психологии. 

В 2017 году в работе научной школы приняли участие ряд ведущих учёных, занимающихся проблемами индивидуального здоровья из различных регионов Российской Федерации: д.пед.н., профессор (Новосибирский государственный педагогический университет) Н.П. Абаскалова; д.психол.н., профессор (Российский государственный гуманитарный университет) Е.Э. Кригер; д.пед.н., профессор (Оренбургский государственный педагогический университет) А.В. Москвина; к.пед.н., профессор (Южный федеральный , университет, г. Ростов-на-Дону) Л.Б. Дыхан; к.пед.н., доцент, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности и методики обеспечения безопасности жизнедеятельности (Оренбургский государственный педагогический университет) Л.А. Акимова. Они проводили лекции-презентации и мастер-классы по актуальным проблемам здоровьесбережения и здоровьесозидания в сфере образования. 

– А какие-то практические занятия предусмотрены?

– Конечно. Так, например, для участников школы мастером-практиком восточных единоборств М.Г. Салимовым были проведены занятия по оздоровительной гимнастике «Цигун», направленные на коррекцию различных негативных проявлений со стороны ведущих систем жизнеобеспечения, позволяющие нормализовать энергетический баланс в организме и активизировать через работу с биологически активными точками ресурсный потенциал здоровья. На базе экспериментальных площадок учителя демонстрировали открытые уроки, делились инновационным опытом. Хочу отметить, что такие научные школы крайне полезны для обмена опытом, и надеюсь, что Стерлитамакский филиал СФ БашГУ ещё не раз станет дискуссионной площадкой, на базе которой будут активно обсуждаться вопросы сохранения, формирования и укрепления здоровья участников образовательного процесса в инновационных социокультурных условиях.

Екатерина Кириллова

Рукописи и фотографии не возвращаются и не рецензируются. Редакция оставляет за собой право редактировать тексты читателей, не изменяя их содержания. Мнение авторов публикуемых материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
Учредитель СФ БашГУ. Издатель СФ БашГУ.
Главный редактор Е.С. Кириллова
Редактор Е.В. Сергеева
Дизайн К.М. Хасанова
Верстка К.М. Хасанова
Фотокорреспондент Е.В. Сергеева

Адрес издателя, редакции, полиграфического участка:
453103, РБ, г. Стерлитамак, пр.Ленина, 49
Контактный телефон: 8 (3473) 33-98-65 (добавочный 219)

E-mail: pressa@strbsu.ru