ОТКРЫТЫ ГОРИЗОНТЫ

Вот и завершился еще один год работы Академии начинающих журналистов. И по сложившейся доброй традиции мы знакомим вас, наши читатели, с работами выпускников Академии. Надо сказать, что все они люди творческие и ищущие. Неугомонные души… Такими и должны быть настоящие журналисты. Их не надо тянуть на аркане. Им не надо диктовать, о чём писать. Они уже определились с тем, что их волнует.
Сегодняшний номер получился не совсем обычным, ведь мы пошли по пути интереса каждого автора. Как оказалось, их волнуют очень разные вещи: от экологии до субкультур, от фикрайтинга до здоровья человека.
Наши авторы еще не покинули школьных стен. Но они уже определились или хотя бы наметили свой дальнейший путь. Может быть, открыв одну из центральных газет завтра, мы увидим их имена. Так что запомните их в минуту пробы пера.
Бессознательно попав под влияние молодых авторов, я сама задумалась: а что волнует меня? Оказалось, что мое волнение не является таким глобальным, как у наших выпускников. Попыталась найти что-то одно. Признаюсь, было трудно. Если убрать личное, то всё равно остается раз, два, три… А что самое, самое? Да, задачка. И вдруг как озарение. МИР...
Мир во всём мире… Пусть всегда будет солнце… Кажется, какие избитые фразы. Даже какие-то нафталиновые. В их простоте глобальность. Не хочу слышать в СМИ ничего о смертях. Не хочу ничего читать о слезах матерей, потерявших своих сыновей. Не хочу видеть слёзы детей, прячущих в бомбоубежищах. Такое неестественное для человека состояние – война. Только мирная жизнь позволяет человеку оставаться самим собой. Даже когда человек решается убить другого в подворотне – это уже война. Повёрнутая, даже свёрнутая психика. И вот хотелось бы, чтобы в мире было как можно меньше таких людей, со свёрнутой психикой.
Мир должен быть полон детского смеха и улыбок матерей. В нём не должно остаться места ненависти и корысти. Вот такой мир приемлю. Вот в таком мире я хочу жить. Кстати, и выпускники нашей Академии вместе пишут именно о таком мире, где нет места бездумности, угрожающей природе, где каждый заботится о себе как о вселенной, где человек живёт в гармонии со всем миром и с самим собой.
Светлана МИНИБАЕВА,
зав. кафедрой русского языка и литературы СФ БашГУ
Фото из интернета

«ЗЕЛЕНАЯ РЕСПУБЛИКА», ИЛИ КАК МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

«Мы нацелены на повышение качества жизни граждан республики, рациональное использование природных богатств и их сохранение для будущего поколения»
Урал Искандаров,
министр природопользования и экологии РБ

19 января в ходе онлайн-брифинга были подведены итоги деятельности Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан:
  • За 2020 год было ликвидировано 462 несанкционированные свалки.
  • Продолжается развитие инфраструктуры в сфере обращения с отходами, построены 5 мусоросортировочных комплексов, установлено 9037 контейнеров и 4163 новых площадок сбора мусора.
Тем не менее, Республика Башкортостан остается в десятке самых загрязненных районов РФ.

В статье вы узнаете, что может сделать один человек, чтобы внести свой вклад в исправление экологической ситуации. Изменение нескольких рутинных привычек в повседневной жизни исправит ситуацию не только в республике, но и во всем мире.

1. Сортировка мусора.

Рассортировать можно ненужную бумагу, лампочки, одежду, пластик, стекло и т.п. Например, батарейки и ртутные градусники сдаются в специальные оранжевые контейнеры, установленные возле государственных учреждений. Благодаря правильной сортировке ядовитые вещества, которые образовываются при разложении, не попадают в почву и успешно перерабатываются.

О том, куда сдать те или иные материалы, можно узнать на Recyclemap.ru на сайте, созданном российским отделением «Гринпис». Там содержится информация о пунктах приема вторсырья, которая регулярно заполняется волонтерами. На сегодняшний день сайт актуален более чем для 45 городов РФ (по Республике Башкортостан для города Стерлитамак).

Если у вас есть старые вещи, постельное белье, домашний текстиль, Благотворительный фонд «Твердая почва» в Общественном центре «УЛЕЙ» в Уфе принимает их, отдает нуждающимся или на переработку. Подробнее можно узнать на их официальном сайте: http://втораяжизньвещей.рф/

Вспоминается стихотворение Тимофея Мещерякова «Все мы – люди, все мы – человеки!». Добро в наше время тоже возможно и такой пример показывают миллионы людей. Совсем не важно сколько вы пожертвуете денег, одежды, предметов первой необходимости и т.д., самое главное, Вы поможете, не останетесь в стороне.
2. Проверка качества продукта.

Есть убеждение, что дешевый продукт намного хуже дорогого, однако это не всегда так. Перед покупкой важно проверить качество товара. В этом вам могут помочь мобильные приложения.

Для проверки качества, например, косметического средства Вам поможет мобильное приложение Ingred, оно сообщит вам о вредных веществах в продукте и о последствиях, к которым может привести использование средства.

Продукты в супермаркетах также имеют различные добавки и консерванты. Найти информацию о любом товаре поможет приложение «Честный знак». Данные высветятся на экране с помощью штрихкода на упаковке продукта, а состав на наличие вредных, иногда даже опасных консервантов, можно проверить в приложении «Пищевые добавки».

Все источники, приведенные в статье достоверны и актуальны для каждого человека, приложения станут настоящими помощниками в повседневной жизни.
3. Замена полиэтилена.

Экологи долгое время активно выступают против использования пластиковых пакетов. Во многих странах оно ограничивается, а в некоторых – запрещается. А все потому, что один для нас привычный пакет разлагается в почве около 400 лет, а при его сжигании в атмосферу выделяются ядовитые вещества. В это же время, тонны полиэтилена в океанах губят жизни морским обитателям. Разные виды рыб и дельфины, тюлени и киты, черепахи и морские птицы, принимая пластик за еду, заглатывают его, путаются в пакетах и погибают. Так глупо мы теряем целые виды животных в океанах и на суше.

Отличной заменой полиэтиленовым пакетам станут шопперы (тканевые сумки), сетчатые сумки (авоськи), бумажные пакеты и т.п. Они намного крепче и удобнее, а самое главное – вреда от них совсем нет.
4. участие в экологических акциях и субботниках.

По всей нашей стране можно найти сотни тысяч эко-активистов. Эти люди по-настоящему ценят возможность исправить экологическую ситуацию в мире и берутся за нее. Они устраивают субботники, экологические дни, а также проводят акции. Выходной может пройти по-разному: перед телевизором или на улице вместе с другими инициативными ребятами за уборкой двора, ближайшего парка, леса. Все это так просто звучит, а на самом деле проделывается колоссальная работа.
Активисты главного экологического проекта Башкирии только за 2020 высадили более 650 тысяч саженцев, во многих районах были оборудованы целые аллеи, названные в честь героев ВОВ. К данному проекту может присоединиться каждый: https://greenbashkiria.ru/. Помощь окружающей среде – это помощь самому себе и своему будущему поколению.

Подводя итог статьи, хочу отметить, никогда не поздно помочь окружающей среде. Неважно сколько вам лет, кем вы работаете, вы, в первую очередь, человек. Это в Наших силах сделать все возможное для сохранения жизни не только растений и животных, но и наших потомков.

Наше наследие – их будущее.
Аделина КАРИМОВА,
выпускница Академии начинающих журналистов
Фото из Интернета

ТРЭВЕЛ-РЕПОРТАЖ СТЕРЛИТАМАК

Состав покачнулся в последнем движении и остановился. В редкой толпе пассажиров ищу подругу по переписке – начинающего фотографа Лену.
Месяц назад Лена попросила организовать для нее мини-тур, финальной точкой которого станут Шиханы – 3 одиночных горы, расположенных в 20-ти километрах от моего родного города Стерлитамак. Там она надеется запечатлеть лучшие виды, которые помогут ей победить в фотоконкурсе.
А вот и Лена! Небольшой рюкзак за спиной, в руках чехол с фотоаппаратом, горящие зеленые глаза и лучезарная заражающая улыбка – все, что нужно для путешествия.
«Славный вокзал!» – восклицает в ответ на рукопожатие прибывшая.
«Послевоенная постройка, 1967 год», – отвечаю ей, рассматривая колоннаду здания.
Так как мы обе еще ученицы – денег у нас немного, поэтому тур для Лены будет бюджетным, в пределах 4 тысяч рублей. Стерлитамак – город небольшой и дешевый, уложиться в сумму не составит труда.
Теперь нужно заселиться в гостиницу – до нее доберемся на троллейбусе, проезд обойдется в 20 рублей.
Из окна убаюкивающего троллейбуса видны парки, новые оживленные районы. Даже в час пик пробок тут нет, и можно спокойно насладится поездкой, которая длится около 10 минут.
Вот и наша остановка. На противоположной стороне тонет в зелени и солнечном свете аккуратное здание гостиницы «Ашкадар».
– Что означает «Ашкадар»? – интересуется Лена.
– Это название реки, на которой был основан наш город, – поясняю ей. В 30-е годы XVIII столетия правительством Российской империи были учреждены почтовые станции на пути от Уфы до Оренбурга, их называли «ямы». Так был заложен Ашкадарский почтовый ям.
В XVIII веке по рекам Башкирии пролегал соляной торговый путь. Через реку Белая, в которую впадает Ашкадар, соль транспортировали на Волгу. В 1766 году по указу Екатерины II купцом Саввой Тетюшевым была основана соляная пристань, которая впоследствии в 1781 получила статус уездного города Стерлитамак.
– Ничего не понимаю, – призналась Лена.– Почему тогда город назвали именно Стерлитамак.
– Дело в том, что в переводе с башкирского слово «тамак» означает горло или устье. Здесь река Стерля впадает в Ашкадар, поэтому город получил такое название. Дословно Стерлитамак – «устье Стерли».
«Ашкадар» встречает нас теплым светом люстр и уютной обстановкой. Здесь есть свой ресторан, в меню которого включены блюда национальной башкирской кухни. Также гостиница предоставляет свои трансферные услуги, благодаря которым можно посетить местные достопримечательности. Тур на Шиханы есть в наличии, поэтому добраться до цели путешествия нам не составит труда.
Лену заселили в номер «стандарт», который обошелся в полторы тысячи. Расположившись, мы поспешили вернуться в город с его размеренной мирной жизнью.
Достопримечательностей в Стерлитамаке не много. В основном это памятники архитектуры, расположенные в старой части города, и значимые культурные места. К последним можно отнести сквер имени Жукова. Туда мы и отправимся.
До парка идем пешим ходом. По дороге Лена увлеченно рассматривает все вокруг. Заметив что-то достойное внимания, наводит фотоаппарат и делает снимок.
Вот прямо из-под ног взлетает ввысь фонтан: его сильные струи неожиданно взмывают вверх и, постепенно теряя силу, снова исчезают в тротуарных плитах. Вокруг резвятся дети, стараясь проскочить сквозь затихшие на мгновенье струи воды. Лена прицелилась. Щелк. Зеркальный объектив поймал мгновение: озорные улыбки, промокшие сандалики и радужные блики, которыми переливаются облачка свежих брызг, застывших воздухе.
Пройдя по аллее, ведущей от фонтана к дороге, мы вышли к кольцу. Справа от нас возвышается, отливая бронзой на солнце, Памятник неизвестному солдату. Подобные монументы встречаются во многих городах, но для Стерлитамака это место имеет особое значение. Вечный огонь – так еще называют мемориал – был открыт 9 мая 1967 года. Он считается условным центром города. Здесь проводятся праздники, связанные с Великой Отечественной войной. К подножию памятника возлагают цветы и устраивают концерты для ветеранов и горожан. Вот и еще один снимок в коллекцию моей подруги – статная фигура безымянного солдата с беспрестанно трепещущими у подножия лепестками пылающего цветка Вечного огня.
От витых кованых ворот тянется аллея Героев Советского Союза. Она заканчивается огромной стеной с тысячами имен погибших в войне жителей нашего города. Но народная память хранит не только подвиг воинов. Здесь, в сквере, расположен мемориал, посвященный труженикам тыла.
В тишине мы с Леной бродим по аллее, представляя военные годы города. Рябые тени высоких разлапистых деревьев падают на гранитные плиты, будто набрасывают камуфляж, бережно укрывая благодарность тому, что давало надежду людям. На каждой плите название и история завода или фабрики, эвакуированных в наш город из оккупированных западных регионов страны. Одесский станкостроительный завод, Донецкий содовый, Ново-Подольский и Брянский цементные и другие заводы, которые внесли свой вклад в победу. В Стерлитамаке выпускались противотанковые бомбы, снаряды для «Катюш», топливо и порох. Промышленные предприятия дали толчок стремительному развитию нашего города. Можно сказать, благодаря им Стерлитамак пережил промышленную революцию. Мы вышли из сквера и не спеша побрели по тротуару.
– Да, – начала Лена. – Когда подъезжали к городу, я видела много труб. Что производят эти заводы?
– Сейчас Стерлитамак считается городом большой химии. Основную роль в его жизни играет завод «Сода», который был основан в 1941 году, а в марте 1945 выпустил первую партию пищевой соды. Своему «промышленному успеху» завод обязан Шиханам, ведь именно они обеспечивают предприятие известняком – исходным материалом для производства продукта, что делает компанию практически монополистом в своей области.
– Шиханы действительно играют большую роль для Стерлитамака, – подытожила Лена, – и туризм, и промышленность...
– Однако не все так хорошо, – прервала ее я.
– Проблема в том, что эти основные отрасли конфликтуют между собой. Ведь Шиханы в первую очередь природные памятники, а разработка гор буквально отнимает их у нас.
Еще 70 лет назад равнины Башкортостана украшал Четвертый шихан – Шахтау, что в переводе с башкирского – «Царь-гора». Но в пятидесятых годах прошлого столетия «Сода» стала взрывать гору и вывозить известняк. Так, на месте Шихана высотой в 360 метров, образовался карьер. И от Шахтау, служившим средой обитания многим видам животных и растений, а также несшим память легенд здешних народов, ничего не осталось.
Лена нахмурилась и шла молча. Опустив сумку с фотоаппаратом почти к земле, оглядывала жилые дома.
Чтобы поднять настроение гостье, я предложила подкрепиться.
Мы зашли в кафе башкирской кухни. В меню всевозможные горячие и мучные блюда. Беляши, учпочмаки, бишбармак. А главными традиционными угощениями считаются башкирский мед и кумыс – кисломолочный напиток из кобыльего молока. В целом, обед обошелся в 400 рублей.
Солнце клонилось к горизонту, а теплый вечерний воздух наполнялся голосами людей. Лена нетерпеливо ждала встречи с Шиханами. Тогда у меня появилась идея.
На той же улице, где расположена гостиница «Ашкадар», есть парк аттракционов. Парк носит имя летчика-космонавта Юрия Гагарина.
Мы купили билеты на новое колесо обозрения и зашли в кабинку. Как только она набрала высоту и поднялась над деревьями, нам открылся сказочный вид.
Как на ладони, окруженные полями, возвышались Шиханы. В объективе фотоаппарата отразились их пологие склоны, залитые розовым светом закатного солнца.
На другой день мы встретились около гостиницы и, заняв места в машине, отправились навстречу горам.
За окнами потянулись вереницей двух- и трехэтажные здания. Это старая часть города. Улицы Мира, Карла Маркса – именно здесь расположена большая часть домов дореволюционной постройки. В 2016 году Стерлитамак отмечал 250-летие. К юбилею был отреставрирован сквер перед кинотеатром «Салават». Здесь была установлена 11-метровая стела, посвященная основанию Стерлитамака. Сейчас сквер – излюбленное место горожан. Вечером на его площади играют уличные музыканты и переливается огнями фонтан.
Шуршат колеса. Город остался позади. 40 минут и вот, мы уже у подножия Долгой горы, или как говорят местные, – Куштау.
Неподалеку, в высоком разнотравье пасется табун лошадей. Луг медленно переходит в лес, который поднимается малахитовыми буграми по склонам горы.
В воздухе висит гул неугомонных пчел, переплетающийся с журчанием лесного ручья. Тягучий аромат трав и полевых цветов наполняет сухой и свежий воздух июльского утра.
Лена вооружилась фотоаппаратом и вдохновленно зашагала вдоль пыльной проселочной дороги...
Полина СУХАЯ,
выпускница Академии начинающих журналистов
Фото автора

МИР ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ

Часть общества, с которой хотелось бы познакомиться поближе.
Хотелось ли вам когда-нибудь взглянуть на жизнь глазами другого человека? Кто бы это был? Для меня, однозначно, кто-то, отличающийся от остальных и выделяющийся в толпе, человек с кардинально другим мировоззрением, ценностями, идеалами. Таким ярким примером может быть представитель субкультуры.
Субкультура в народном понимании означает неформальные объединения молодёжи, такое определение было распространено во времена СССР, да так и осталось в умах твёрдой аксиомой, на самом деле, понятие намного шире. Оно захватывает часть культуры, создаваемой представителями отдельных социальных групп (возрастных, территориальных и т.д.) с общими жизненными установками, специфическим поведением, правилами.
Но самой известной частью этого являются молодёжные субкультуры, коих сейчас стало очень много. Появившись в 20 веке, они не сбавляют обороты, а просто изменяются под дух нового времени. Появление Интернета, исчезновение былой закрытости, возможность иного способа самовыражения, гибкость – привели к рождению чего-то нового, не всегда хорошего (но и развитие – не только прогресс).
Так давайте хоть на секунду представим себя в потоке чужой жизни.
Просыпаясь в незнакомой комнате, ты видишь стену, увешанную плакатами «TheExploited», «GreenDay», проходя мимо них, внутри вспыхивает чувство независимости и свободы личности. «Ты никому ничем не обязан» – эта мысль пробегает в голове. На стуле висит кожаная куртка в булавках, потёртые джинсы, простая белая футболка, рядом рюкзак с нашивкой, на которой написано «Гражданская оборона». И так неважно, что скажут остальные, общество, не понимающее твоего индивидуализма, ты не хочешь идти в угоду ему, ты настроен против того, чтобы отказываться от своих ценностей в угоду мейнстриму и высокому материальному положению.
В этой небольшой зарисовке мы увидели характерные черты представителя панков: стремление к личной свободе и независимости, нонконформизм (против господствующего мнения в обществе, отстаивание своих противоречащих ему установок), принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя». Это всё положительные качества. Но также у этой субкультуры есть и отрицательные, например, многие из них не признают никакого порядка и радикально настроены к миру, фактически никто над ними морально не властен, значит, это может привести к плохим последствиям (преступления, давление и т.д.). Нейтральной стороной является стиль и музыка. Стиль довольно эпатажный: яркие волосы, закрепленные лаком в причудливую прическу (например, ирокез), тяжёлые ботинки, рваные джинсы с разводами отбеливателя, цепи, браслеты с шипами, нашивки политических лозунгов и музыкальных групп и др. Через моду они выражают агрессию, бунтарство и индивидуальность.
Кстати, о группах, они могут совершенно отличаться из-за огромного количества делений самой субкультуры, но в основном главные жанры – это панк-рок, поп-панк и скейт-панк.
Перейдём к следующим субкультурам, в обществе они стали традиционными и приравниваются к самому понятию – это эмо и готы.
Сейчас мы не увидим людей, которые придерживались бы идеологии эмо, но их стиль до сих пор остаётся в наших сердцах. Хотя иногда можно встретить сочетание розового и черного в одежде, косую чёлку до кончика носа, скорее всего эти люди слушают «Mychemicalromance» и страдают в своей голове от личных переживаний. Эта субкультура перестала быть популярна из-за жесткого и насмешливого отношения к её представителям, а также потому, что её идеи не соответствуют современной тенденции стать счастливым, гармонируя с окружающим миром.
А вот готы, несмотря на это, всё ещё существуют, без былой популярности, но имея преданных участников. Они разделились на два направления: первое – готы, слушающие музыку «традиционных» жанров (готик-рок, постпанк, дарквэйв), второе – поклонники EBM, дарк-электро и подобных стилей, не имеющих общего с изначальной готикой. Такое обстоятельство вкупе с разными возрастными группами привело к размежеванию всей субкультуры, понимание самой готики расплылось и поделилось.
Помимо «истинных» готов, есть и «позеры». Чаще всего подростки, которые пытаются выглядеть как представители субкультуры, но не разбираются в её истории, музыке и моде. Такие есть и на улицах нашего города, одетые в чёрное, с огромными стрелками, главное, не перепутать их с просто уставшими студентами.
И поэтому сейчас используются система сайтов и форумов, на которых можно присутствовать настоящим готам, а «позеры» отсеиваются сразу. Из-за этого субкультура стала крайне малочисленной и узконаправленной.
Прошлые две субкультуры потеряли было величие, но вместо них появились новые, стойко удерживающие свои позиции с появлением интернета.
Давай представим на день, что ты любишь аниме (японская анимация) и мангу (японские комиксы). Чем ты в первую очередь займёшься? Просмотром новых серий и глав, обсуждением их с единомышленниками или же начнёшь рисовать любимых персонажей, писать фанфик (рассказ по мотивам того или иного произведения, написанный его поклонниками)? Что бы то ни было, займёт это много времени. А когда тебя очень сильно начинают увлекать персонажи в 2D, ты, возможно, попробуешь копировать их реплики и движения, поведение или даже решишь сделать косплей (перевоплощение в различные роли, заключающееся в переодевании в костюмы и передаче характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов, аниме и манги) на них?
Твоя жизнь поменяется после вступления в эту субкультуру, так как сложится новый круг общения, заинтересованный тем же, ведь это обширные темы для обсуждения, постройки теорий. Также возможно увлечение японским языком и культурой в попытке стать ближе к персонажам аниме и манги. Это может помочь тебе стать успешным или, наоборот, закрыть от внешнего мира, исключая социальные взаимодействия.
Также обстоят дела и с новой, очень популярной субкультурой k-pop (музыкальный жанр, возникший в Южной Корее, представляет аудиовизуальный стиль, уделяя огромное внимание танцам, моде и образам участников групп).
А сейчас хотелось бы перейти к тем субкультурам, которые можно увидеть в нашем городе. Их часто путают, а в сознании молодого поколения они сливается в одно.
Став околофутбольником, или оффником, вы будете воспринимать мир через необоснованную агрессию, нарушать общественный порядок, драться, используя незначительные поводы. Скорее всего, у вас будет группа с такими же людьми, которые проповедуют насилие и беззаконие.
Таких людей часто можно встретить, в нашем городе есть определённые места, где их большее количество, в основном, это подростки с не очень благополучной судьбой, которые хотят выместить свою злость на окружающем мире, при этом получая поддержку от своей группы. История этой субкультуры пошла от английских футбольных фанатов, которые устраивали драки из-за разных «футбольных вкусов».
А вот вступив в криминальную субкультуру, ничего полезного оттуда ты не вынесешь. Жить по тюремным правилам и воровским понятиям не доставит удовольствия. Но выйти из неё ты уже не сможешь из-за связанности со своей группой и общим бюджетом. Это крайне опасно и признано противозаконным, экстремистским движением.
Сейчас не так распространено, переведено в шутки и форму насмешки.
Гопником себя можно «попробовать», родившись в семье низкого социального статуса. Ты будешь пытаться найти самоутверждение в унижении, избиении и вымогании денег и ценностей у других людей. Это имеет негативный характер: ни себе, ни другим лучше не сделаешь таким образом.
В одно время их было необычайно много на улице Дружбы, но сейчас популярность их спала, а люди понимают, что такая субкультура не выход.
Став простым парнем со двора, ты будешь преследовать идеологию брат за брата, опасность нести только для недоброжелательно настроенных людей, вероятнее всего, будешь культуристом и спортсменом.
Данная субкультура не криминальна и не опасна, является одним из способов найти верных друзей и жить по морали.
И всем этим мне хотелось показать существующее многообразие видения мира, поведений и позиций. Все мы разные, но всегда важно понимать человека, живущего с тобой на одной земле, иначе мы никогда не достигнем мира с окружающими и собой.
Камила ГАЛИАСКАРОВА,
выпускница Академии начинающих журналистов
Фото из Интернета

ФИКРАЙТЕР – ГРАФОМАН ИЛИ НОВЫЙ ТАЛАНТ?

Рассматривая современное сетевое творчество в первую очередь стоит обратить внимание на нашу с вами повседневную жизнь. Многие из обывателей придерживаются чётко расписанного графика, и каждая наша свободная минута в таком стремительно протекающем потоке времени становится на вес золота. А умиротворение в эти неосязаемые мгновения куда пуще – приравнивается к бесценному кладу. Согласитесь, что очень сложно в нескончаемой рутине выделить хотя бы пару часов для услады своего внутреннего «ценителя прекрасного»? Для того же похода в кинотеатр, недюжинного томика Л.Н. Толстого или же карандаша с альбомным листом – нужно время, средства и моральные силы. Всё перечисленное, к сожалению, является иссекаемым источником. Но в отличие от первого и второго понятий свои душевные резервы мы можем восполнить положительными эмоциями. С данным утверждением тут же появляется наводящий вопрос: с помощью какого «высокого», но не затратного инструмента разбавить приевшиеся краски бытия и ненадолго окунуться в мир фантазий и грёз? Где же словить пронырливое существо, что порой сварливо нарекают в народе «вдохновением»?
Естественно, каждый из нас сам в мочь найти соответствующую информацию на эту необъятную и неисчерпаемую тему. Но, возвращаясь к основному рассуждению, из прочих занятий для души я выделю именно русскоязычную площадку «Книга фанфиков», где вы можете ознакомиться как с фан-творчеством соотечественников, так и с их оригинальными опусами любых размеров и форм, не относящихся ни к одной уже придуманной вселенной (фандому). Думаю, что среди вас выявится не малый процент тех, кто краем уха или глаза натыкался на информацию о «фанфиках» или же о самом «Фикбуке», как некоторые называют «Книгу фанфиков». Ведь это направление всё сильнее охватывает интернет-пространство, попадаясь нам в лентеновостей. И как о любом таком явлении, о «Книге фанфиков» и «фанфиках» водится порой одностороннее мнение, исходящее из поверхностного анализа – мол, эдакая опошленная молодёжь на свой дурной лад переписывает творчество известных личностей. Неужели и правда нет никакой пользы от того, что авторы «играются» с лором чужих рукописей для своих первых шагов к писательскому ремеслу?
Для того, чтобы дать ответы на достаточно остро поставленные вопросы, я привлекла общественность и их взгляды на обсуждение влияния «Фикбука» и в целом фикрайтерского промысла не только на человека, но и частично на литературный процесс.
Первой, кого я опросила, была Лера Бондарь – студентка второго курса педагогического колледжа и админка паблика в ВК «влюблён в меня». И вот, что она говорит о фанфикшине и «Книге фанфиков»: «На «Фикбуке» можно весело провести досуг, я и сама иногда что-то пишу, так что, можно сказать, что это еще и мое хобби. Для читателя – место, где можно найти что-то на свой вкус, для писателя – выплеснуть свои эмоции, поведать свою историю…». Также Лера в своём рассказе подмечает то, что разница между издательской литературой и сетевой «беллетристикой» очень размыта: «… среди фанфиков есть вполне достойные работы, так и среди печатной/художественной литературы есть куча несусветного абсурда».
Позже откликнулась и моя одногруппница, Светлана Абдуллина: «… Я достаточно рано познакомилась с данной площадкой… Я рада, что «Фикбук» даёт возможность найти именно те работы, которые удовлетворяют мои интересы и запросы.» Кроме того, она рассказала о своеобразных «плюшках», которые есть на «Книге фанфиков»: «…Мне нравится, что на этом ресурсе нет как таковой цензуры. Также мне удобен сам интерфейс сайта и оформление выкладываемых работ – ты можешь выбрать рейтинг, который тебя устроит, выбрать «светлую»/«тёмную» тему для чтения, выбрать жанры и предупреждения, которые будут соответствовать твоим ожиданиям». Светлана не прошла мимо и определённых, по её мнению, недостатков площадки: «Паразитирование в фанфиках имеет место быть. Всегда есть те люди, которым проще исковеркать оригинал под свои желания, хотя они могли бы написать с тем же успехом ориджинал (оригинальное произведение) и не засорять фандом. Я считаю это неправильным, ибо ты пишешь фанфик по тем или иным вселенным не сколько для себя, а сколько для читателей, что задаются тем же вопросом: а что, если оно было бы так...?»
Следующими, кто решился подискутировать о проблематике фан-творчества и «Фикбука», оказались Дарья Юн, фем-активистка и админка паблика в ВК «вилла либра»: «С позиции читателя – это платформа-библиотека; там по сути тоже судишь по обложке и не всегда попадается что-то хорошее; со стороны писателя – площадка для того, чтобы найти себе аудиторию, повысить свои навыки». И Кристина Пак, админка паблика в ВК «youknow i know:»: «Это практически бесплатная площадка, где ты можешь БЕСПЛАТНО выкладывать свои работы и только от тебя зависит, поднимутся ли твои навыки в писательстве…»
Не смогла обойти начавшуюся полемику и Виктория Лятычевская, студентка филологического факультета и немного философ из бочки: «… Давайте будем помнить две вещи: первая, фанфики в большинстве своём крайне лёгкое чтиво. Они могут дарть хэппи энд персонажам, которые его не получили в исходнике, а могут, взяв лишь изначальные имена, прописать совершенно другую историю.… Знаете, что можно назвать самым известным русским фанфиком, который перекликается с творчеством Гёте? «Мастер и Маргарита». Теперь можете смеяться, но если судить по определению, то это именно фанфик по Библии. И «Фауст» Иоанна Вольфганга, Гёте туда же, плюс «Божественная комедия», на которую оба несомненно опирались так или иначе. Но я утрирую. Иначе можно сказать, что всё уже спустя 15 века – фанфик…»
Итак, исходя из вышесказанного и учитывая также мнения других опрашиваемых лиц, я могу вывести следующий тезис: «Фикбук – это бесплатная площадка, на которой начинающий автор может найти себя, свой стиль и свою аудиторию, а обычный читатель – работы на любой вкус и цвет. Фанфики же – это иной взгляд на оригинальное произведение, на его персонажей и мир в целом. Ни то, ни другое понятие не связано с тем, что существуют «плохие» фанатские работы». И с этим тезисом трудно не согласиться, сейчас объясню почему.
В наших реалиях мы вынуждены сидеть «на пороховой бочке», пока над нами держат горящую спичку. И так как стать последними способны далеко не все, нужно находить те источники, на просторах которых ты можешь быть волен в своих мыслях и чувствах, а ещё, что немаловажно, не затрачивать дополнительные ресурсы на публикацию иногда спонтанных, но, вероятно, гениальных работ. «Книга фанфиков» является одним из таких источников, который приветствует всех желающих созидать что-то своё, что-то совершенно искреннее и чарующее, будь то фанфик или оригинальная история. И именно из таких «желающих» позже вырастают авторы, кропотливо вынашивающие собственное «детище» в черновиках и постепенно готовящиеся встать с той самой «бочки» и впервые в жизни «обжечься». И, стойко перенося боль и невзгоды, они упорно трудятся, выплескивая буйные порывы то на тетрадь, то на «Фикбук», они начинают заново из раза в раз, приходя в итоге к компромиссу с «держателями горящей спички» и, следовательно, к изданию рукописи.
К числу подобных авторов можно отнести популярного книжного блогера на YouTube, Юлию Волкодав, из-под пера которой вышли «Шкура», «Волк советской эстрады» и другие произведения. Стартуя с самиздата, после продолжая творить в стезе фикрайтерства, она дошла до серьёзного контракта с издательством. Как рассказывает сама Юлия в видео «ФАНФИКИ: ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ ИЛИ СЖИГАТЬ?»: «На мой взгляд, фанфикшен – это исключительно позитивное явление. Это прекрасная тренировка для автора, это способ найти свою аудиторию, это способ здорово провести своё время, с пользой и удовольствием для всех… Это интересный и хороший старт!»
Отсюда следует, что независимо от того пишет человек фанфики или нет, только усердием и «знанием слова» он прорывается туда, куда ведёт его внутреннее ощущение свободы. «Книга фанфиков» лишь способствует развитию человека или, если касаться читающего процента пользователей, расслаблению и удовлетворению ответом на вопрос «а что если?..» И только от человека, от его целей и предпочтений зависит, какие работы читать и писать.
Алина МИННЕКАЕВА,
выпускница Академии начинающих журналистов
Фото автора

ДОГОРЕВШАЯ СПИЧКА, ИЛИ КАК МЫ ТРАВМИРУЕМ СВОЮ ПСИХИКУ

В окружающем нас мире в последнее время происходит множество событий. Даже технологии не стоят на месте и постоянно развиваются в лучшую сторону. Но время человека никак не увеличивается, и многие сталкиваются с сильной загруженностью и часто впоследствии с психологическими проблемами, например, такими как эмоциональное выгорание.

Технический прогресс не стоит на месте и с каждым днем развивается все быстрее. В последнее время возрастает рынок предложений не только на сами гаджеты, но и на их встроенные функции и приложения. Из-за расширения рынка, у людей возрастают потребности в новых моделях и их свойствах. Но технический прогресс влияет на нашу жизнь не только в материальной составляющей, но и расширяет информационную сферу. Информационные потоки с каждым днем все увеличиваются. С таким огромным объемом данных ты не успеваешь следить за всем, за чем бы хотел, ведь тебе попросту физически не хватает времени.


Человек погружен в свою ежедневную рутину, для каждого из нас она индивидуальна и неповторима. С новым днем мы ставим перед собой новые задачи, строим новые планы, которые должны выполнить в определенный срок. Но с огромнейшим прогрессом в информационной, технологической сфере, их исполнение все время отстраняется на шаг, и время для выполнения определенных действий уменьшается почти в 2-3 раза. А все потому, что человек не только стремится развиваться в сфере, связанной с его работой, но и освоить новшества, быть в курсе всех событий в мире.

Когда человек пытается внести все эти составляющие в свой список дня, он начинает испытывать дикую нагрузку. Исполнение любой задачи для него становится очень большим испытанием. В такие моменты организм начинает подавать определенные сигналы: частая головная боль; постоянная усталость, слабость, вялость; нарушение аппетита; пессимизм и апатия ко всему, что окружает и др.

Все эти симптомы являются предупреждением организма о почти разряженной «батарее». Это называют эмоциональным выгоранием или иногда еще говорят об эмоциональном сгорании. Эмоциональное выгорание – это состояние человека, при котором у него срабатывает психологическая защита в ответ на конкретные психотравмирующие воздействия. В данном случае психологической защитой является полное или частичное отключение эмоций. Это можно рассмотреть на примере спички: чем ярче горит пламя, тем быстрее сгорает сама спичка. Так происходит и с человеком, когда он сильно переутомляется от какой-либо работы.

С развитием эмоционального выгорания человек может переживать различные ее стадии:
  1. Напряжение (момент, когда человек очень сильно переживает по поводу психотравматической ситуации).
  2. Резистенция (человек начинает как-то защищаться от этой ситуации, становится более равнодушным).
  3. Истощение (на данной стадии снижается общий тонус организма и работа нервной системы; раздраженность и черствость становятся частью характера).
  4. Деперсонализация (человек выгорает во всех сферах жизни, у него меняются даже жизненные ориентиры и ценности).
Скорее всего, с первой стадией сталкивались многие, но до последней доходили лишь единицы. Это в какой-то мере хорошо, ведь симптомы последней довольно плачевны как для самого человека, так и для его окружения. Поэтому эмоциональное выгорание считается серьезной психологической проблемой.

В последнее время эмоциональное выгорание довольно частый синдром как среди работающих людей, так и со стороны тех, кто только учится. В связи с последними событиями, куда входит пандемия и уход студентов на дистанционное обучение, можно сделать вывод, что довольно многие столкнулись с данным недугом. У многих на это повлияло неправильное распределение задач на день, у кого-то это огромное количество заданий и информации, которую приходилось получать и обрабатывать. Но, наверное, сейчас ухудшающим всю эту ситуацию фактором выступит возвращение студентов к очному обучению.


Студентам придется вновь вести внутреннюю борьбу и привыкать уже не к дистанционному образованию, а наоборот отвыкать от него. Начнется процесс возвращения в колею оффлайн-обучения, придется пересматривать весь свой распорядок дня. Здесь главное контролировать себя и свои эмоции, хотя многие, скорее всего, уже думают, что все соки из них выжаты. Для того чтобы как-то избавиться от таких мыслей и привести себя «в форму», даже просто для профилактики, психологи рекомендуют следующие методы:
  • Массаж
  • Учиться отдыхать и оставлять время в течении дня для самих себя
  • Высыпаться
  • Стараться вести активный образ жизни, хотя бы иногда прибегая к физическим нагрузкам
  • Учитесь общаться с людьми и быть гибким
А если вы уже чувствуете какие-то признаки выгорания, то ниже можете пройти по ссылкам на психологические тесты, которые направлены на самодиагностику эмоционального выгорания и определение его стадии:

«Диагностика уровня эмоционального выгорания» – тест В. Бойко. https://psytests.org/

«Опросник выгорания Маслач». Основная ее направленность – измерение показателей профессионального выгорания. https://psytests.org/psystate/maslach.html

«Определение психического выгорания» А. Рукавишников. Вам предстоит ответить на 19 вопросов. Тест показывает, на какой «ступени» находится ваша личность. В нем есть градация на 3 шкалы, которые показывают психоэмоциональное истощение, личностное отдаление, профессиональную мотивацию. https://vsetesti.ru/173/

Тест Водопьянова «Синдром выгорания». Этот тест хорош тем, что адаптирован под разные профессии. https://psycabi.net/testy/391-oprosnik-professionalnoe-emotsionalnoe-vygoranie-pv-metodika-k-maslach-i-s-dzhekson-adaptatsiya-n-vodopyanova-e-starchenkova-testy-dlya-diagnostiki-sindroma-pv

В конце хотелось бы сказать, что эмоциональное выгорание довольно распространенный синдром в современном обществе, который требует особого внимания.

Милана УГОЛЬНИКОВА,
выпускница Академии начинающих журналистов
Фото из Интернета

НА ВСЮ ЖИЗНЬ И ПОКОРНО

Мы знаем так много примеров невзаимной любви, промелькнувших в наших жизнях, мировой литературе или кинематографе… Нам всегда безумно жаль слабую, хрупкую женщину, подарившую свое сердце мужчине, но так и не ставшую счастливой. Женщину, нашедшую в себе смелость для великого откровения. Отвергнутую женщину. Да, это всегда трагедия, неизменно вызывающая сочувствие.
Мы знаем и о том, что на мужчине в таких случаях есть груз ответственности: необходимо принимать решения. Вспомните, например, Евгения Онегина и Татьяну. Мужчина, осознавая, как он любим, но не испытывая такого же сильного чувства в ответ, обязан прямо сказать об этом Ей. И это, безусловно, благородно. Но такое решение дается вовсе не легко.
Мужской голос мы услышим в стихотворении, автором которого является девушка. Послушаем, о чем расскажет нам лирический герой.
ЮЛИЯ БИКМУХАМЕТОВА
студентка 1-го курса
филологического факультета
Зачем, дорогая, опять ты пришла?
На улице снова задули метели?
Скажи, что во мне ты такого нашла,
Что ночью январской вела до постели?

Без сил провожала до дома глупца,
Холодные руки в своих согревала.
И хоть уходил от тебя без конца,
Меня «от» и «до» каждый раз принимала.

Тебя я по-разному строю и рушу,
И этим, наверное, я и грешу.
Хоть знаю, что вычистишь грязную душу,
Но всё же уйди… Умоляю! Прошу!

Не ты здесь дурная, а я в недостатках
Тебя не заметив, задул огоньки.
А ты, дорогая, в последних остатках
Себя для другого «люблю» сбереги.
Редакторы рубрики:
Елена Груздева, Регина Шангареева,

выпускники КПП «Журналистика»,
студентки 5-го курса ФФ

НАСЛЕДИЕ

Творчество – это то, что помогает нам говорить образами. Это то, что раскрывает наши тайны, которые могут быть разгаданы только внимательными зрителями и слушателями. Для этого нужно смотреть сквозь смыслы, иногда блуждать между ними, приглядываться. Искать правду автора и свою.
И мы находим! Находим даже большее!
Современные авторы – часто неосознанно, но точно – находятся под воздействием магии слова, блуждающей среди художников от века к веку. Такая магия создает целые литературные направления и течения, формирует тропы и фигуры речи, стили, превращая все это в так называемые «фишки» конкретных писателей и поэтов. Они умело превращают богатство языка и литературу во что-то свое, во что-то уникальное.
Поэтому мы и вдохновляемся авторами Золотого и Серебряного веков русской литературы, зарубежными писателями и поэтами: они рассказывают метко, смело, глубоко и пронзительно. Попадают в самую суть. И это безумно вдохновляет нас, читателей и молодых поэтов, создавать что-то свое, раскрываться.

АЛЕКСАНДР МИКИЕВ
студент 3-го курса
филологического факультета
РАССВЕТ
Пробил топор изнанку лет,
Пора всех удивить, рассвет,
Создай условия для мыслей,
Пока не стало углекислей.
Творец заждался, чует гниль,
Не сменишь настоящий стиль.
Ядро летит, а ты кричишь,
Тогда не требуй, раз сидишь!
В душе страдания, в мыслях нежность...
Декабрь – это неизбежность.
Настанет двадцать первый год,
Шаман покинет честный род,
Ошибки будет исправлять,
Чтобы могли его принять.
На амбразуру выйдет он,
Уклон, уклон – ещё уклон.
Пройдя стрельбу, пройдя огонь,
Язычник вновь получит бронь.
Запахнет чем-то новым в нем:
Бумагой, а не старым пнем.
Законы яств имеют склонность
Рождаться там, где есть покорность.
Забвение уйдет, насладится поэт,
Удачно описан его силуэт.
Вернуться в прежнее русло не трудно,
Достаточно с блеском увидеть закат,
Чтобы рассвет начинался не нудно,
Помни, зачем ты здесь, кандидат.
ЕВГЕНИЯ ГАВРИЛОВА
студентка 3-го курса
филологического факультета
***

– Ожирение головного мозга пожаловало!

Я ушёл, пресытившись, сжалившись,
Над извилиной ведущей скорчившись,
Помолил, обещавшись, раскаялся.

И она доверилась, милостиво
Заработала,
искусительница!

И по новой ее изнуряя я,
Центрифугу свою тормозя,

Впредь в ладах с нею больше не числился,
Тогда и окончился я.

***
Все, что осмелюсь тебе возразить,
на устах своих скривишь –
– и ласковое насилие –
Пелена трудодней-волокит.

Исчерпаны оба, забава прошла,
Завершена демон-страция.

Реабилитация достигла конца,
Слышу их звучнЫ голоса.
<...>
И вновь у гранитной плиты
Твой лик меня веселит,
Твоё нелюбимое фото навек охраняет полы.

Чтоб тоска не объяла тебя,
Я посещаю, любя, боготворя,
Благодаря!
ЯНА ЖИГАЛОВА
студентка 3-го курса
филологического факультета
НЕБЫЛИЦЫ
И промелькнет зарница,
и уже
пушит осенняя лисица,
и ты читаешь Беранже,
сидя в платьице из ситца
средь осенних миражей.
Клен-императрица
поднимает свой фужер;
разодет как дьяволица –
божество божеств.
Солнца луч – то наши лица
суждено ему обжечь
и оставить золотиться
копотью блаженств.
Скачет бойко кобылица:
скоро красить гжель;
все и станет небылицей,
не вернется к нам уже.

О, СТРАСТНОСТЬ!
О, страстность!
И видел ясность, и видел красность,
наворовав дрожание ресниц,
как раз я с нею говорил;
и, стоило весенно расцвести,
как яростным лучом светил
я был распят.
Дрожание листа,
и в такт:
о, страстности, искристо радостней
мечта,
но скрыта – сомкнуты уста.

ЭТО УХОДИТ ЭПОХА
Он был… он был так превосходен:
переходил в восход и в полдень
с улыбкой из хрупкого света;
от щекотки дубовых веток
дрожал отражением в окнах;
и вот как нежнеет желанный лик,
так он обнимает, внимая
каждому слову в моём рассказе.
Я приходил, когда был ребёнком,
смеялся над солнечным бликом,
искрящимся тонко в моих глазах.
Я дышал сиренью и вишней,
что росли у него под боком,
и все, что я мог только слышать –
тихий шорох душистой тиши.
Я водил рукой по царапинам,
по шершавым и по неправильным,
по горбатым и выступающим;
по кривым, по глубоким впадинам.
А потом, через до-о-олгое время,
заглянув к нему наконец,
спросил было: «Как ты там, старина?»,
но увидел, как в этих скрябинах
прорастают
цветы.
И заревели деревья: «Не верю!
Не верю!». Ивы завыли: «Видели?»,
дубы загудели: «Что же наделали?»,
загрохотали, заскрежетали,
что это бездушные люди
все из жил выжали, выжегли,
контуром вышили.
Вишни, сирени тут завизжали:
«Как же посмели? Не знали, не знали…»
Все они сжались и задрожали.
Сжался и я, и с жалостью я
посмотрел наверх,
на прозрачные стёкла.
Стало мне страшно и холодно
оттого, что словно бы призраки,
эти пустые глаза
плакали ливня тусклыми каплями,
плакали, плакали, плакал и я
оттого, что здесь упокоились
мои детство и юность, душа
и вишнёвый щемящий запах.
Но теперь здесь всё перестроится,
и, когда-нибудь, не спеша,
я прогуляюсь до этого места,
снова расстроюсь, конечно,
но, снимая чёрную шляпу,
скажу, глубоко перед этим вздохнув:
«Вы посмотрите, что происходит:
старый лишь дом нас покидает,
но – нет! – это уходит эпоха;
и кажется нам,
что, отживши свой век,
уходит от нас – не дом –
а наш самый родной
человек.
ЛИАНА ИБРАГИМОВА
студентка 2-го курса
филологического факультета
КО ДНЮ ЕДИНСТВА
Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь!
Ты природою красива –
В ней улыбка, в ней и грусть.

Ты сплотила все народы!
Ты для нас оплот и дом:
В праздник - водим хороводы
И о дружбе все поем.

Хлебосольна, терпелива,
Инновации размах.
А твоя непобедимость
У всех народов на устах.

НАШ ЗЕМЛЯК СЕРГЕЙ АКСАКОВ
Сказок много есть на свете –
Любят взрослые и дети.
Сказки мудрых чудаков,
Сказки наших земляков. 

Наш земляк Сергей Аксаков –
Автор сказок разных всяких,
Но известной для всех дочек
Стала «Аленький цветочек».

****
Сказки в детстве для Серёжи
На колыбельные похожи.
Няня часто напевала –
Любовь к сказкам прививала.

Понял, повзрослев, Серёжа,
Сказки мир ему дороже:
Только в них, он убеждён,
Ворог будет побеждён.
АЛЕКСАНДРА АФАНАСЬЕВА
студентка 5-го курса
филологического факультета
ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «МЕЖДУ САДАМИ»
...Говорили, запутанно-странно,
Он придёт, обязательно, жди,
Через старого города фонтаны,
Через, как там у Симонова? Дожди.

Запятые гремят железными,
Колокольными первыми звонами.
Мне врачи говорили – болезная,
Значит, нужен кто-то здоровый.

В каждых парах – неважно каких,
Все счастливые несчастны по-своему –
Улыбаются, строят дома из пихт,
Не выходят вместе из комнаты,

А я хуже чем, может, ответите?
Одиночество сжало тисками!
Набатом: встретите, встретите, встретите!
Терплю и пальцы крестами...

***
Прости меня за мой каприз,
Лететь по ветру пташкой,
Я так устала от актрис
На всех твоих рубашках,
Любая знает, нет, не так,
Любая плачет громко:
Ты рассуждаешь, ветру знак
Даёшь ладонью, толку?
Там толку нет, как чувств границ,
Как у измены плашки,
Я так устала от актрис
На всех твоих рубашках.
ЕЛЕНА ГРУЗДЕВА
студентка 5-го курса
филологического факультета
ДУРЁХА
Мне очень нравится, что ты так несуразна,
Лицо недоуменно перекошено,
Изгибы профиля своебразны,
На щеки корка хлеба перекрошена.

И говоришь ты как-то тихо-тихо,
Смущаясь наперёд за свое слово.
Засмеешься – и прикроешь мигом
Стихийную улыбочку багрово.

Ты любопытно машешь головой
В поисках дикой случайной мысли.
Вдохновившись, видишься босой,
Искренней, юродивой. Нависла

Ты решительно над целым миром,
Смотришь, распахнувшись для разгадки,
И думаешь: «Что с круглым сувениром
Мне делать нужно? Надоели прятки.

Хочется понять, а в чем дуреха,
Какой мне уродиться довелось,
Пригодиться может – неумеха –
Не нарушив Мировую ось?»

В глазах смотрящего таится красота,
Стеснительно и робко машет крыльями.
Гляжу я на тебя – святая простота,
Но что внутри тебя – оно всесильно.
Редакторы рубрики:
Елена Груздева, Регина Шангареева,

выпускники КПП «Журналистика»,
студентки 5-го курса ФФ

РАЗМЫШЛЕНИЯ: Виктор Пелевин – «t»

Об авторе: Виктор Пелевин – гениальный писатель, который даёт беллетристике новое дыхание, привнося в неё философский стёб, особую психологию человека, забавные сочетания слов и любопытные сюжеты.
Виктор Пелевин – модный писатель, аудитория которого – люди пытливые, порождает у своих читателей интерес к истокам родной культуры, духовности. Он выделяется тем, что тонкие духовные вопросы умеет сочетать с актуальными, животрепещущими. В одной фразе он может соединить политический призыв и описание духовной практики.
О книге: В романе Пелевина «t» Оптина Пустынь – место-загадка. Сюжет книги описать почти невозможно. Он сложен, многослоен, противоречив, неправдоподобен, но стоит сказать, что произведение «t» – про устройство мира и постижение истины. В этом произведении главный герой, граф Т., – персонаж заказного романа, ему 30 лет, он мастерски владеет боевыми искусствами и очень любит приключения, которые случаются с ним во время его путешествий. Перестрелки с агентами тайной полиции, любовная связь с некой Аксиньей, которая предстаёт в книге то «барышней-крестьянкой», то светской дамой. Всё это окутано долей мистики: герой попадает в потусторонний мир, на коньках скользит по замёрзшей реке Стикс и даже общается с Ф.М. Достоевским, благодаря спиритическому сеансу.
Граф Т. вступает в мистический диалог со своим создателем, а точнее – с автором, возглавляющим бригаду «литературных негров». Он узнает, что сюжет меняется в зависимости от заказчика, что его создатели вообще могут не дописать книгу, поэтому он пытается высвободиться из-под их власти. В романе персонажи и сам автор существуют до того момента, пока их воспринимает читатель. Главный герой находит читателя в себе и становится автором.
Книга о том, что каждый человек может написать свою историю сам, прожить жизнь так, как желает, не перекладывая всю ответственность на внешние обстоятельства и высшие силы.
Интригующее и захватывающее произведение, которое способно вызвать у читателя бурные эмоции, погрузить его в свои мысли надолго. Книга не из лёгких, не читается быстро, не банальна, но в ней много информации, над которой нужно подумать.
Цитата: «Людям говорят, что они страдают, поскольку грешат. А на деле их учат грешить, чтобы оправдать их страдание».
Екатерина УЙМАНОВА,
студентка 4-го курса ФФ

ВЗГЛЯД: Мария Якунина «Восьмерка»

Потрясающая книга, которая читается на одном дыхании. Автор выбрал достаточно необычную тему, отчего процесс чтения становится еще более интересным и увлекательным. Сюжет хорошо продуман до мельчайших подробностей, поэтому создается ощущение, что ты сам проживаешь все события, переживания и чувства главной героини. При этом, стоит отметить, что с самого начала возникает много вопросов, но ответа нет даже в конце произведения. На мой взгляд, такой прием позволяет еще больше заинтересовать читателя, воздействовать на его чувства, способствовать глубокому пониманию и осмыслению того, что хотел сказать автор.
В «Восьмерке» описывается жизнь еще не родившихся детей. Как они живут в Управлении, учатся, выбирают родителей, наблюдают за ними, определяют дату Появления, заводят дружеские отношения друг с другом, общаются и переживают. Все это изображено настолько ярко, детально, интересно, загадочно и эмоционально, что не можешь остановиться, оторваться, хочется дочитать до конца.
Я уверена, что эта книга будет интересна и взрослым, и детям. Она точно никого не оставит равнодушным. При чтении ты испытываешь одновременно такой огромный спектр чувств и эмоций: и грусть, и радость, и веселье, и отчаяние, и счастье, и печаль, и вера, и принятие, и любовь. Автор умеет шевелить и будоражить душу, книга берет за живое...
Произведение учит ко всему относиться с принятием и благодарностью, верить в лучшее и знать, что все это для чего-то нужно. Я считаю, что каждому человеку стоит прочитать эту добрую, искреннюю, увлекательную книгу.
Мария Якунина с «Восьмеркой» заняла первое место во Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» 2020 года.
Диана МАХМУТОВА,
студентка 4-го курса ФФ
Рукописи и фотографии не возвращаются и не рецензируются. Редакция оставляет за собой право редактировать тексты авторов, не изменяя их содержания. Мнение авторов публикуемых материалов не всегда совпадает с мнением редакции.


Учредитель СФ БашГУ, филологический факультет.

Главный редактор: С.В. Минибаева.

Дизайн: А. Семенова.

Корректор: Р. Шагимуратова.

Редакторы: А. Афанасьева, Е. Груздева, Р. Шангареева, Р. Шагимуратова, В.Егорова, А. Семенова.

Адрес издателя, редакции, полиграфического участка: 433103, РБ, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49, кабинет 315.


Контактные телефоны: 8 (3473) 43-83-96 (внутр. 140)

8 (3473) 33-98-65 (внутр. 142)

E-mail: kaf_ry@strbsu.ru