5 ОКТЯБРЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ!



Как порою бывает трудно учителю достучаться до детских сердец, но он не теряет надежды и веры в то, что его уроки не пройдут даром, что вот из таких мальчишек и девчонок можно воспитать Гагариных и Терешковых. И как приятно учителю осознавать, что его старания не прошли зря, что то маленькое деревце, которое он закрывал от ветра юношеских соблазнов, окрепло и дало плоды. 

С искренним интересом следит учитель за успехами своих учеников. Его «Как дела?» – не формальное выражение вежливости, а живое участие. Он помнит фамилии и лица даже тех, кто закончил школу и 10, и 20 лет назад. В памяти его сохраняется каждый наш успех и каждый провал. В такие минуты он был рядом с нами, нашёл слова, которые позволили не пасть духом и сохранить веру в себя. 

Представить мир без учителя невозможно. Если бы не было учителя, то не было бы ни новых открытий, ни новых свершений.

Если б не было учителя, 
То и не было б, наверное, 
Ни поэта, ни мыслителя, 
Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное, 
Если б не было учителя, 
Неоткрытые Америки 
Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами, 
Никогда б не взмыли в небо мы, 
Если б в нас его стараньями 
Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго 
Не был мир так удивителен. 
Потому нам очень дорого 
Имя нашего учителя!
В. Тушнова

Команда «Dream Team» хочет присоединиться ко всем теплым словам и пожеланиям, которые прозвучат 5 октября в адрес учителей, и пожелать им крепкого здоровья и неунывающего сердца!
Редколлегия «Dream Team»

А ЗАВТРА СНОВА В БОЙ…

Совсем недавно отгремел первый звонок нового учебного года. И уже новый праздник замаячил на горизонте. День учителя. И снова букеты, слова, поздравления.
Моей первой учительницей была Антонина Ивановна Шубина. Небольшого роста, с короткой стрижкой. Ей было уже много лет. Она мне напоминала мою бабушку, тоже учительницу начальных классов, и своим видом, и своим стальным характером. Всё очень жёстко, только так правильно, иначе нельзя. И была самая страшная оценка – единица. Её боялись даже мальчишки. И было долгожданное поощрение: это, когда раздавали тетради, получить свою в особой обложке от учителя с картинкой. Остальные с завистью смотрели на твой стол, если там лежала такая тетрадь. И ты до конца всех уроков не убирал её с парты. Объяснить это ожидание сегодняшним ученикам невозможно. Им будет смешно. Какая-то обложка, которая давалась не навсегда, а как переходной вымпел. Да и о вымпеле мало кто из них знает. Какая-то только на время твоя обложка. Это даже не смартфон, даже не айпад. И даже не твоё, а так, на время дали подержать. Ну как объяснить современному ребёнку, что тогда эта награда от учителя была желаннее, чем любое слово. Не поймут. 
Сегодня из школы убрали единицу. Думаю, зря. Два балла – это когда у тебя хоть какие-то знания есть. А нет, так получай законный кол. Поведение на два – это у тебя хотя бы какие-то зачатки воспитания присутствуют. А нет – так кол тебе. Произошла инфляция оценок. А за ней инфляция знаний. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».
Надо признать, что давно прошло время, когда учёба давала знания на всю жизнь. Сегодня так быстро всё развивается, что наших знаний хватает на год-два максимум (и то если повезёт). А что дальше? Дальше только самообразование. Читать, интересоваться, предвидеть.
Успех приходит только к тем, кто в завтрашнем дне видит отголоски послезавтра. Вот чему не учат ни в школе, ни в вузе. И складывается впечатление, что если прилежно учить (а иногда и зубрить), то стабильный заработок тебе в будущем обеспечен. Но современная молодёжь не согласна просто иметь стабильный заработок, она рассчитывает на успех. Вот здесь-то и вскрывается неумение предвидеть, неумение прогнозировать хотя бы для личного успеха, уже не говоря об успехе корпоративном. Такое закладывается со школы. Они не осознают, что нужно не просто читать, а понимать. Не просто считать, а видеть резерв. Не просто учить, а думать.
Сегодня нет единственно правильного. В этом и радость наша, и беда. Много информации. И учитель подчас не является авторитетом. Ему приходится находить новые подходы к ученику. И здесь одной обложкой не отделаешься. Почему так обесценилось учительское слово? Ответ лежит на поверхности. Но не будем сегодня о грустном. Как сказала бы Скарлетт: «Я подумаю об этом завтра».
Сегодня забудем о проблемах. Хочется хоть один день не подталкивать российское образование к инпичменту. Может, не всё так плохо. Учителя есть. И не просто абы-кабы, а отдающие своему делу себя без остатка. Неравнодушные, заинтересованные, болеющие душой за олимпиадников, за результаты ЕГЭ. Помните в «Большой перемене» учительница химии произносит: «А завтра снова в бой»? Незримый бой за будущее поколение, за будущее России (как бы помпезно это не звучало).
Хочется пожелать учителям благодарных учеников и крепчайшего здоровья. Спасибо вам! 

Светлана МИНИБАЕВА,
зав. кафедрой русского языка СФ БашГУ
Фото из Интернета

ТЕОРИЯ В ДЕЙСТВИИ

Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика.
Л. Фейербах

На четвёртом году обучения понимаешь, что беззаботные студенческие дни уже позади. Осталось сделать большой шаг, чтобы перейти на следующую ступень серьёзной деятельности и дальнейшего развития.
Мы, студенты 4-го курса, находимся в предвкушении наступления практики в школе. Верится с трудом, что каких-то три года назад мы сидели за партами и готовились к ЕГЭ, а сейчас возьмём на себя роль учителя. Однако, для начала, было интересно обсудить детали практики с теми, кто уже её прошёл. Сейчас студенты 5 курса практикуются в том, чтобы быть учителями. Для них это вторая практика, так что опыт работы они уже имеют. Спросим у них, что такое педагогическая практика и стоит ли её бояться.
«Не стоит её бояться, – успокаивает нас Юлианна Каримова. – Главное – быть честным с самим собой. Не быть слишком строгим к самому себе. Не бояться действовать и брать в свои руки, если никто ничего не делает, потому что отчётность засчитывают, когда все всё сдали. Выбирать грамотно партнёров по практике, общаться больше с классом».
«Тетради, уроки, домашняя работа, перемена, столовая, журнал, оценки, мероприятия – это всё та же жизнь в школе, – обрисовала наше будущее Гульзира Абсалямова. – Ничего нового? Возможно. Однако если взглянуть глазами учителя, то замечаешь много интересного. К примеру, если 45 минут для ученика – это "вечность", то для преподавателя – "минута".
Если написать сочинение трудно, то, поверьте, проверить его не легче, ведь нужно учесть много нюансов. Если ученику что-то непонятно, то учитель уверен, что он объяснил не так, что это его ошибка. Но согласие они (учитель и ученик) могут найти в одном – перемена, каждый её ждёт, чтоб перевести дух и сменить обстановку.
Если раньше я была ученицей и опаздывала на уроки, то сейчас я учитель и не могу себе позволить такой роскоши. Если раньше я могла не пойти в школу, то сейчас я под "наблюдением". Я нуждаюсь в советах и в критике, в помощи и в наставнике». 
«Мне довелось пройти педагогическую практику по русскому языку в МАОУ «СОШ 10» в 6Г классе, – вспоминает о своей прошлогодней практике Регина Мавлеткулова. – Прекрасно помню свой первый день. Я очень волновалась и переживала, долго подбирала наряд, готовила свою речь. Однако, посмотрев в глаза своих детей, я сразу поняла, что бояться нечего. Дети были просто чудесные!
Особую благодарность хотелось бы выразить Линецкой Ларисе Марковне, Минибаевой Светлане Винеровне и Гирфановой Альфие Ахкамутдиновне, последняя была моим учителем словесности. Они направляли меня в нужном русле на протяжении всей моей практики.
Студентам, которые только впервые идут на практику, хотелось бы дать пару советов, которые помогут в деле:
1. Заранее продумать свой внешний вид, потому что «Встречают по одёжке…».
2. Внимательно слушать всё, что говорит методист и учитель. А лучше записывать в блокнот!
3. Научиться оставлять плохое настроение за воротами учебного заведения. Твой настрой влияет на детей.
4. И, пожалуй, самый главный совет – это всё делать вовремя! Зачем тянуть за собой хвосты, если можешь сделать это сейчас?!»
«Практика – возможность окунуться в атмосферу преподавания с головой, – считает Диана Ситдикова. – Здесь ты уже воочию видишь, на что потратил четыре года своей жизни – подготовке к тем самым 45 минутам, что могут изменить твоё восприятие мира. Либо ты поймешь, что учитель – это не твоя профессия, либо навсегда свяжешь свою жизнь с преподаванием».
Мы же надеемся, что и наша практика пройдёт насыщенно, удачно и с пользой, ведь нас обучают профессионалы своего дела.
Регина ШАНГАРЕЕВА,
студентка 4 курса ФФ,
выпускница КПП «Журналистика»
Фото Ю. Каримовой,
Г. Абсалямовой

НОВОМУ СЕЗОНУ – НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ!

Стерлитамакский зритель не избалован бесчисленными премьерами, а потому каждая из них – маленький праздник для жителей нашего города. На этот раз он случился благодаря Константину Солдатову – театральному режиссёру из Калуги. 
Нам с вами чаще приходится смотреть на спектакль глазами зрителя. Мне хочется провести вас за кулисы и показать постановку такой, какой её видит режиссёр. Приятного просмотра! 
- Спектакль в Русском драматическом театра для вас – дебют. Как сложилось, что Вы оказались здесь?
- Меня пригласили на постановку. В прошлом году – зимой – я участвовал в «Режиссёрской лаборатории» – делал эскиз в Башкирском драматическом театре. Там и познакомились с директором Русского драматического театра, я предложил ему поработать вместе, после чего меня пригласили сюда. 
- Над спектаклем, помимо труппы, всегда работает профессионалы из разных областей. Кто на этот раз был с Вами в команде?
- У нас собралась очень интересная постановочная группа: художник по декорациям Ирина Слободяник, которая сейчас находится в США, художник по костюмам из Санкт-Петербугра – Мария Медведева, московский хореограф Лев Шиль, а я сам сейчас проживаю в Калуге и езжу по театрам России
- Расскажите немного про постановку «Севильский цирюльник». Чем она отличается от того, что уже было представлено в других театрах? 
- Пьеса эта всем известна, но она нечасто ставится в театре. Это больше оперное произведение.
Я пытался как-то адаптировать текст к сегодняшнему дню, использовал подстрочный перевод с французского языка, но для современного зрителя. Наша история получилась короче, чем у автора. Мы использовали всевозможные инструменты воздействия на зрителя: видео, музыка, свет, танцы – важно было полностью передать испанский колорит, смешение разных культур. Это некий сериал от Бомарше, где «Севильский цирюльник» – только первая серия. 
- Что Вас так «зацепило» в произведении? Почему выбрали именно его?
- Мне кажется, одна из основных интересных тем здесь – это то, как любовь делает нас беззащитными, местами даже нелепыми, сдёргивает с нас тот «налёт», который мы приобретаем за всю жизнь.
- Как долго шла подготовка?
- Мы репетировали в несколько заходов. Первый раз я приехал в июле, потом две недели с труппой работал хореограф. После отпуска актёров собрались снова и уже без отрыва начали готовить постановку.
Перед премьерой спектакль проходит несколько стадий генеральных репетиций – «закрытые показы». У нас есть возможность отснять постановку, увидеть реакцию зрителя, услышать отзывы – отработать и доработать то, что нуждается в корректировке. Я стараюсь пригласить зрителей как можно раньше, потому что это даёт возможность увидеть свою работу другими глазами. Это позволяет сделать спектакль более совершенным.
- И как работается в нашем театре?
- Прекрасно. Мне очень нравится город – очень чистый. Приятный театр. На премьеру распроданы все билеты – мне кажется, что это хороший знак. Театр продолжает интересовать и будоражить зрителей. Очень надеюсь, что на этот спектакль будут ходить молодые зрители, потому что здесь есть скрытые обращения к ним.
- Есть люди, которые оценивают свою работу как проект, а есть те, кто относятся к ней, как к ребёнку. К какой категории относитесь Вы?
- Безусловно, спектакль – это детище, он рождается. Но для того чтобы этот ребёнок появился, нужно создать проект (смеётся). Я делал презентацию, которую высылал в театр, чтобы было понятно описание, примерное распределение артистов, оформление. Да и в семье так – ребёнок сначала планируется. А мы теперь будем смотреть, как наш делает свои первые шажки на сцене, при зрителях.
- То, что Вы планируете, сходится с тем, что получается в итоге?
- Всегда по-разному, это зависит и от материала, и от артистов. Мне очень нравится, когда спектакль создаётся в соавторстве с труппой и постановщиками. Я не люблю ехать по рельсам. Мне кажется, что художник – это человек, который постоянно старается раздвинуть границы. Мы можем сделать это только тогда, когда готовы к импровизации и открыты к диалогу. 
- Волнуетесь перед премьерой?
- Очень! Это всегда волнительно. Потому что непонятно, как воспримет постановку зритель. Наша история комедийная, а это достаточно сложный жанр. Интересно, всё ли будет понято публикой. Как она это оценит.
- Как восстанавливаете силы после премьеры?
- Вернусь домой на неделю, а дальше – следующая постановка, в Красноярском крае.
- Когда уезжаете из театра, думаете о своей постановке? 
- Конечно. Мы периодически списываемся с артистами, как всё проходит. Иногда даже запрашиваю записи спектаклей. 
- Всегда работаете с классическими произведениями?
- Нет, для меня эта постановка – возвращение к классике. В Калуге у меня своя театральная лаборатория, частный театр «Pro Art’s». В основном, я работаю с современной драматургией там.
- Что скажете зрителям в преддверии нового театрального сезона?
- С удовольствием приглашаю зрителей на нашу новую постановку! Ну и, конечно, на все постановки замечательного Русского драматического театра. Желаю интересоваться, искать и учиться!
Мне не хочется делиться с вами своим мнением по поводу увиденного спектакля, как и не хотелось вдаваться в подробности сюжета в самом интервью, но только потому, что я уверена – «Севильского цирюльника» в Русском драматическом театре нужно увидеть самому!
Виктория РЫБАКИНА
студентка 5-го курса ФФ
выпускница КПП «Журналистика»
Фото автора

А ЭТО БЫЛ ВСЕГО ЛИШЬ СОН!

Часто сны показывают нам то, чего мы боимся. Увидев «блеклую картинку», «невнятный мир», мы загораемся желанием как можно дальше отстраниться от этого. Почему мы стремимся бежать? Ведь «прочитав» в своем сознании пугающий сюжет, у нас должно сложиться впечатление, что невнятное стало понятным. Кино закончилось. Финал известен. Поэтому в жизни мы можем найти решение и повернуть в другую сторону. А может, даже подчинить себе наши страхи. 
Только не стоит забывать, что найти гармонию разума и сердца – тяжелая работа. Поэтому жизнь подсказала нам и другой путь, суть которого – дружба с нашими страхами и странностями. Вот и всё.
АЛЕКСАНДР МИКИЕВ
студент 2-го курса 
филологического факультета

***

Однажды утром я проснулся,
Открыл глаза,
Не понял, где я нахожусь,
А оказался в чудном мире,
Но этим точно не горжусь.
Весь этот мир другой, иной, невнятный очень –
Картинка блеклая на фоне грёз.
И чтоб её увидеть точно,
Беги в сорокаградусный мороз,
Который есть и в этом мире.
Он просто выражен не так.
Увидишь ты его в помине
И сам забудешь про бардак.
Насыщенный, дурной, замысловатый
Уйдёт он из твоей души,
Когда предмет дороговатый,
Останется в извилинах глуши.
Хвалиться видом не могу,
Ведь я его не понимаю,
Смотрю я в небо, лёжа на полу,
Глаза я быстро закрываю.
И вижу след, покрытый тенью,
Ударивший меня из-за спины,
Мне было больно, что ж на этом?
Не оправдать теперь моей вины.
Я оказался под её влияньем,
Она наносит снова мне урон,
Я рухнул вниз и испугался...
А это был всего лишь сон!

***
Душа всё жаждет романтизма,
А разум – действий классициста.
Их вместе подчинить – мой верный долг,
Но и его, увы, я выполнить не смог.

ЧТО ТАКОЕ НАУЧПОК?

Нужно признать, что наша жизнь тесно переплетается с использованием Интернета. Грубо говоря, мы «сидим» в нём безвылазно. Привлекает абсолютно всё: в двух руках могут поместиться целый концерт любимого исполнителя, бесконечные мемы, пикчи, фильмы, матчи, обучение игре на укулеле, книги и тому подобное. Огромные возможности дает нам Интернет. Проблема в том, что мы не всегда верно отбираем информацию и «впитываем» то, что нашли быстрее всего, ведь сейчас очень ценно время. 
Мемы – это, конечно, очень интересно, но развлечься, а заодно узнать что-то действительно весомое можно на различных научно-популярных каналах в YouTube. Тем более что научпоп стремительно набирает обороты. 
Во-первых, обратите внимание на канал «Топлес», который принадлежит Яну. Название обусловлено желанием обнажать и раскрывать разного рода тайны.
Сейчас вы увидите несколько тем, которые Ян уже раскрыл в своих роликах, и вы точно ими заинтересуетесь: 
  • Где мы будем жить на Марсе?
  • Заморозка человека
  • Как потухнет Солнце?
  • Были ли американцы на Луне?
  • Как на самом деле выглядели динозавры?
  • Приемы манипуляции IKEA
  • Кто поймет меня через 10000 лет?
  • Какого цвета смерь?
Интонация в роликах похожа на кардио-график. Ян долго над ней работал, считает, что его видео зрители досматривают до конца благодаря ей. Но, на мой взгляд, плюсом его работы нужно считать не только приятную и понятую речь, а еще подачу. Парень словно приходит в гости непосредственно в вашу голову, удобно устраивается там и раскладывает все по полочкам. 
Кстати, совсем недавно Топлес вместе со своим подписчиком испытали на себе чувство невесомости и провели в ней несколько опытов. Наблюдать за этим (хоть и через экран) было очень интересно. 
В одном из своих интервью Ян сказал: «Я собираю информацию из источников и выдаю её своему зрителю. Получается, я журналист, который в ответе за каждое свое слово». Такие слова накладывают на него определенную ответственность. Выполняет он своё обещание или нет, можно проверить здесь: https://www.youtube.com/user/toplesofficial
«Utopia Show» – еще один ютуб-канал, заслуживающий вашего внимания.
Своей целью Топа – обладатель видеоблога – заявляет развенчивание мифов. Например, мифы касательно использования дефибриллятора, хлороформа и огнестрельного оружия в фильмах. Страусы от страха не прячут голову в песок, пантера – это не отдельный вид кошек, мыши не любят сыр, а яблоки ежам не особенно-то и нужны… Подобный формат сейчас популярен, ведь людям очень нравится искать истину. 
Развенчивание мифов – это не единственное, что Топа делает на своем канале. Из актуального можно упомянуть видео реальной истории клоуна-убийцы. Хотя Стивен Кинг напрямую не говорит об источнике своего вдохновения, но сходство с этой историей поразительное. Фанатам книги и фильмов «Оно» очень советуем. 
Фишкой канала, которая определенно нравится зрителям, является актерская игра Топы. Да, он еще и актер. Мне кажется, если бы он играл в фильме, где неправильно используется дефибриллятор, то, во-первых, правдоподобно сыграл бы доктора, а во-вторых, наконец, расставил бы все точки над «и» в кульминационный «предсмертный» момент.
Насколько Топа справляется с задачами, которые сам себе ставит, вы можете узнать здесь: https://www.youtube.com/channel/UC8M5YVWQan_3Elm-URehz9w
Похож по посылу на предыдущие каналы видеоблог Артура Шарифова, который так и называется «Artur Sharifov».
Примеры тем, которые вы встретите у него на канале:
  • Парадоксы в четырехмерном пространстве
  • Первый хакер в истории
  • Парадокс умирающей нейросети
  • Почему 1920-е выглядят ЛУЧШЕ, чем 90-е?
  • Парадокс пещеры Платона
  • Парадокс свободного выбора
  • Парадокс мертвого двойника
У него немного подписчиков, но, как вы уже поняли, Артур обожает парадоксы. Таинственная атмосфера, специфическая, но притягивающая речь, понятное объяснение материала – залог его будущего успеха. 
Присмотритесь: https://www.youtube.com/channel/UCxtTXA5DU1bZHLLomu83zVw
Интересен канал «ЖИЗА». Советую конкретную его рубрику под названием «10 глупых вопросов».
Суть вытекает из названия: приглашенному гостю задаются 10 популярных, часто глупых вопросов, на которые он должен ответить. Важно то, что гостями являются люди разных профессий. Так как вопросы часто содержат в себе определенный миф, то здесь тоже идет некое развенчивание мифов, но касающихся уже конкретных профессий. Работники канала брали интервью у журналиста, школьного учителя, фитнес-тренера, флориста, сантехника, пивовара, сомелье, уролога, гинеколога и др.
Последний вопрос, который задается, не глупый, а важный: «Где учиться на (например) журналиста?». Информация очень полезна для выпускников 11-ых классов, но не только. Загляните: https://www.youtube.com/channel/UCI1kMGGuS1GQG0lLUWWP5zQ
Для больших ценителей времени предлагаю канал «Научпок».
Одно видео длится недолго – от 3 до 6 минут. Удобно периодически смотреть такие «короткометражки», когда ешь, находишься в ожидании или едешь в маршрутке. Это хороший способ не тратить время впустую, а получить новые знания. 
Затрагиваемые темы отличаются тем, что они не абстрактны, а касаются окружающего нас мира. Например:
  • Почему пробки так бесят?
  • Почему люди картавят?
  • Чем опасен вейп?
  • Возможно ли бессмертие?
  • Можно ли верить гороскопам?
  • Что такое глютен и можно ли его есть?
  • Что, если есть только мясо?
  • Как быстро тебя убьют энергетики?
Фишку канала, конечно же, вы определите сразу, как только включите любое видео. Здесь нет человека, который смотрит на вас и объясняет, передает информацию с глазу на глаз. Есть только рука и кисть. Закадровый голос звучит, а рука очень быстро рисует картинки, помогающие наглядно понять суть информации. 
За лаконичным и интересным контентом вам сюда: https://www.youtube.com/user/nowchpok

Елена ГРУЗДЕВА,
студентка 4 курса ФФ,
выпускница КПП «Журналистика»

Рукописи и фотографии не возвращаются и не рецензируются. Редакция оставляет за собой право редактировать тексты читателей, не изменяя их содержания. Мнение авторов публикуемых материалов не всегда совпадает с мнением редакции.

Учредитель СФ БашГУ, филологический факультет.
Главный редактор: С.В. Минибаева.
Дизайн: А. Семенова.
Корректор: Р. Шагимуратова.
Редакторы: Е. Груздева, Р. Шангареева, Р. Шагимуратова, В. Рыбакина, В.Егорова, А. Семенова, Ю. Салаватова, Д. Турунцева.


Адрес издателя, редакции, полиграфического участка: 433103, РБ, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49, кабинет 315.
Контактные телефоны: 8 (3473) 43-83-96 (внутр. 140)
8 (3473) 33-98-65 (внутр. 142)

E-mail: kaf_ry@strbsu.ru