ВЕРНИТЕ НАШЕ ДЕТСТВО

Каждый раз, когда возвращаюсь в Стерлитамак из длительной поездки, замечаю, как растет и развивается наш родной город. И глазу приятно, и сердцу светло. Новые микрорайоны, облагороженные территории. Радостно, что застройщики обдумывают все до мелочей: и где малыши будут играть во дворе, и куда они пойдут в школу, и как будет выглядеть двор. Поэтому новостройки, вписываясь в уже существующие условия, меняют облик города до неузнаваемости. 

Каждому человеку хочется жить в красоте и созерцать ее каждодневно. Это новая жизнь города, которая постепенно становится и новой историей. Неудивительно, что в недавнем прошлом Стерлитамак завоевывал титулы и «Серебряный город России», и «Золотой». Так и шла бы по широким улицам, гуляла бы по новым скверам с совсем еще юными деревцами и площадям, где слышится детский смех. Вот такой город я люблю. Да и каждый житель Стерлитамака любит его таким: меняющимся, развивающимся, стремящимся в будущее.

На фоне такой красоты совсем унылым видится одно здание в нашем городе, которое знакомо мне с самого детства. Находится оно на проспекте Ленина, на таком месте, которое не объехать ни нам, коренным жителям, ни гостям. Это Дом культуры строителей «40 лет ВЛКСМ», который мы в детстве называли просто – «сороколетка».

Были времена, когда из каждого окна этого здания раздавался детский смех, когда в главном зале крутили кино, а в небольших залах проводили собрания. Мы, девчонки 80-ых, не представляем нашего детства без сорокалетки. Забросив свои портфели домой, мы прибегали сюда и каждый занимался своим любимым делом: кто танцами, кто музыкой, кто готовился в артистки... Я закончила здесь первый класс музыкальной студии. Будучи второклашкой, проходя по коридорам, я слышала: за каждой дверью происходит что-то интересное. Как это важно найти свое интересное. И Дом культуры помогал в этом. Он словно говорил: «Приходи, выбирай...» А со временем огромное здание превращалось для каждого из нас в Дом, куда хочется вернуться, чтобы вновь вдохнуть детство. Такой Дом из детства.

В начале нулевых я вновь пришла сюда, уже с дочерью. Она занималась здесь танцами. С особым волнением и трепетом я окунулась в свое детство. Запахи, звуки... Все, как прежде. Вот тогда я осознала, что сорокалетка – это часть моего детства, часть воспоминания о нем. Думаю, что такое светлое чувство наполняет сердца многих горожан, когда они вспоминают сороколетку. 

Тем печальнее лицезреть то, во что превратился Дом культуры сегодня. Сказать, что он потерял свое былое величие, – не сказать ничего.

Глядя на него, сразу вспоминаешь старые фильмы о войне. Вот оно, полуразрушенное здание, чудом уцелевшее после бомбежки. А что, была война? Видимо, да. Но только такая, которую мы, не заметив, проиграли. Пустые разбитые окна, поломанные двери, словно зияющие раны. Пустота. Тишина. Сквозняк. Сквозняк проникает в душу и хочется крикнуть: «Верните наше детство!» Но боюсь, не услышат. Остается проститься с детством точно также, как строители простились со здание своего треста (на его месте уже не первый год пустошь).

Поэтому я возвращаюсь в новые районы, стираю ластиком воспоминание о проигранной войне и живу...
Светлана МИНИБАЕВА,
зав. кафедрой русского языка СФ БашГУ
Фото Киры Ахметьяновой 

ГЕНИАЛЬНАЯ ТИШИНА


Пять минут ещё до выступления.
Выход свой артисты нервно ждут.
Очень сложно справиться с волнением,
Ведь сегодня наш с тобой дебют…

Евгения Урусова. Дебют

Каждый из нас индивидуален и у каждого есть дело, которое вдохновляет и раскрепощает. Для меня, помимо учебы, существует такое место, где я могу быть тем, кем являюсь на самом деле. После четырёх пар едешь туда и на сцене под взорами коллег кричишь и плачешь. Это «Молодёжно-экспериментальная театральная студия "ГЛАЗ"». В апреле нам был год. Началось это в феврале прошлого года, когда я, будучи на первом курсе, получила предложение от своей подруги выступить на «Масленице», которую проводит БСК (Башкирский содовый компании) каждый год в санатории-профилактории Ольховка. Для меня это было не впервой, но каждый раз я будто вновь находила что-то новое. Праздник отгремел, и кто-то сказал: «А давайте создадим театральную студию?» Все заинтересовались, и в апреле мы собрались первый раз на репетицию. Полгода мы трудились над нашим первым спектаклем. Это лирическая комедия Валентина Красногорова «Любовь до потери памяти». Она повествует о том, как легко можно обвести вокруг пальца человека и как научиться скрывать боль, которая рвётся наружу. Премьера состоялась 7 июля 2018 года.

Мы вдохновились нашим первым успехом и именно после премьеры решили, что будем называться «ГЛАЗ». Мы со сцены ловим взгляды каждого зрителя, сидящего в зале. Тогда в санатории был детский заезд, поэтому за две недели мы поставили сказку В. Илюхова «Царевна-несмеяна». Это получилось как-то сумбурно, но так весело. Мы буквально ночевали на сцене. Классическая сказка о том, как Иван попал в царство, где жила царевна, которая не смеётся. Но не тут-то было: на сцене появляется настоящий заморский принц, который тоже будет биться за руку царевны, и настоящий медведь. Премьера состоялась 17 августа 2018 года.
После премьеры сказки решили отдохнуть неделю. Но знаете, когда каждый день ты занимаешься чем-то важным для тебя, то просто и дня невозможно прожить без движения. У меня было истощеннее, мне хотелось быстрее начать работать. Поэтому мы вновь собрались на читку.
Для актёров читка – это некий обряд, позволяющий понять, «ляжет» на труппу пьеса или нет. Во время этого мы учились читать, как бы смешно это не звучало, а главное смеялись от души. Мы перечитали порядка десяти пьес, на абсолютно разные темы. Были политики, которые в преддверии избирательной компании решили отдохнуть в загородном доме, а так же история любви, которая довела главного героя до нервного срыва. Но ни одна из них так и не подошла нам. Они были скучные, без какой-либо искринки в сюжете.
Руководитель и по совместительству наш режиссёр предложила нам пьесу «Мышеловка» Агаты Кристи. В обычный отель под руководством супружеской пары приезжают пять отдыхающих, которые никак не связаны друг с другом. У каждого своя история и свой груз за плечами. Все меняется, когда приезжает сержант полиции и совершается убийство одного из постояльцев отеля. И возникает вопрос: кто виноват? На протяжении восьми месяцев мы вступали в бой со временем, не спали ночами, но все же смогли «оживить» Агату Кристи на сцене. Премьера состоялась 8 февраля 2019 года.
За год мы выступали на разных площадках города. В новогодние праздники были Дедом Морозом и Снегурочкой, развлекая отдыхающих, покорили сцену СФ БашГУ и СПК.
Торжественно отгремел наш годик. Мы ещё малыши, но уже такие взрослые. Сейчас мы вновь принялись за работу.
Сегодня мы продолжаем работу. Над чем? Пока это секрет.

Дарья ТУРУНЦЕВА,
студентка 2-го курса ФФ,
выпускница КПП «Журналистика»
Фото автора


ГЛАВНОЕ – ПОЛУЧАТЬ КАЙФ


В жизни так бывает: ты давно знаком с человеком, с его деятельностью, но только заочно. И это знакомство кажется тебе как будто нереализованным. Ты знаешь парня, который делает классные снимки, и даже ждёшь подходящего момента, чтобы устроить фотосессию, но всё как-то не получается. А потом в один день понимаешь: «Пора!» И вот тогда это знакомство обрастает новыми витками, интересными беседами, «открытием» человека заново! И, конечно, парой сотен красивых фотографий, на которые долго хочется смотреть! 

Таким человеком для меня стал СЕРГЕЙ ЗАЙЦЕВ. Я как будто познакомилась с ним дважды. И мне захотелось представить его вам!

Серёжа – без пяти минут выпускник юридического факультета СФ БашГУ. Но я расскажу вам о другой его стороне. О фотографии!


- Как ты пришёл к тому, что ты хочешь фотографировать? С чего это началось?

- Все дети мечтают кем-то стать. Когда я учился в начальных классах, у меня было несколько направлений: я мечтал стать учителем, фотографом и юристом.

- Всё сложилось, Серёж!

- Да. Мастер-классы по фотографии я проводил, сейчас фотографирую и работаю в юридической конторе.

- А как пришёл к фотографии?

- В 11-ом классе я создал своё первое видео – поздравление для девочек с 8 Марта. Оно получилось долгим, с большим количеством локаций. Это было очень простое видео, но на тот момент казалось мне шедевром. Потом его фрагмент включили на выпускном, и некоторые видеографы его заметили. Они сказали, что у меня классно получилось. И вот тогда я задумался над этим. Ролик выложил во ВКонтакте, его спокойно можно было посмотреть любому. Одним из зрителей стал Сергей Хисматуллин, который после просмотра предложил мне поснимать юбилей. Я согласился. Он дал мне свою камеру, штатив – это была первая в моей жизни камера. Смонтировал несколько вариантов, людям понравилось. И так мы продолжили сотрудничать с Серёжей.

- Но ведь твоя работа не ограничилась этим сотрудничеством. Что было дальше?

- Я снимал какие-то мелкие мероприятия, потом появлялось что-то посерьёзнее: корпоратив «БСК», концерты Алины Рай, студии природного вокала «Соло». Потом мне поднадоели коммерческие съёмки, и я от этого ушёл. Когда я учился уже на третьем курсе, так сложилось, что мой знакомый устроился в команду к известному в нашем городе видеографу и замолвил за меня словечко. Меня пригласили на собеседование. Приняли. Год я проработал свадебным видеографом. А потом я понял, что мне это физически тяжело. Но я набил руку. К тому моменту как раз накопил на хорошую камеру и начал работать сам. Много всего изучал, смотрел фотографии, мастер-классы, видео в Интернете.

- Серёж, ну неужели так всё хорошо складывалось всегда?

- В какой-то момент я просто перегорел. Достигнув определённого уровня, я перестал видеть смысл в дальнейшем развитии. Мне стало неинтересно. На месяц решил всё забросить, оборвав все контакты.

- И не было жалко?

- Мне стало обидно, что я не могу реализовывать свой потенциал. Я много прошёл, и бросать на полпути не хотелось. Тогда решил создать своё агентство. Хотел набрать команду и обучить всему, что знаю сам. Вот так и пришёл к тому, что сейчас имею своё агентство.

- Вы же все творческие люди. Разногласия бывают?

- В основном, ребята равняются на мои работы. У них мало практики, они ещё только начинают, поэтому не сформировалось ещё какое-то собственное видение. Скидываю им заказы, они снимают. Но всё равно обрабатываю фотографии сам.
Но если вдруг мне что-то не нравится, всегда стараюсь посмотреть объективно: не «как бы я сделал», а «о чём в этот момент думал человек». Говорим о недочётах, ошибках – исправляем.

- Получается, что для того чтобы стать хороши фотографом, нужно просто много практики?

- Много практики и стараний. Очень много информации в Интернете, и достаточно легко её найти. Главное, чтобы были клиенты.

- А насколько тяжело найти этих самых клиентов?

- Это большая проблема. Самый главный источник рекламы – сарафанное радио. Никакие промоакции так не привлекут людей, как чьи-то рекомендации. Ты снял свадьбу знакомым, а у них есть друзья, которые скоро женятся, – вот так всё и расходится, когда тебя советуют.
Но если ты прекращаешь на месяц-два – приходится начинать заново.

- Что для тебя главное в работе?

- Есть три момента.
Первое – довольные и счастливые лица клиентов на всех этапах, начиная со съемки и заканчивая готовыми фото.
Также важно сохранять запал и тонус. Стараешься придумывать что-то новое, постоянно учиться интересным фишкам. Главное, не превращать это в рутину, своего рода конвеер однотипных фото. Поэтому я очень много экспериментирую с вариантами обработки.
Ну и самое-самое главное – получать кайф и эстетическое удовольствие от процесса.

- Какой у тебя рекорд по количеству съёмок за день?

- Три: с утра было мероприятие на факультете, потом снимал детский день рождения, а после этого – индивидуальная фотосессия.

- Что для тебя самое тяжёлое из этого?

- Отбирать фотографии! Жалко удалять, хочется оставить все, даже одинаковые!

- А в плане фотосессий?

- Сложно фотографировать детей. Сложно и легко. Их тяжело поймать, нужно бегать за ними, принимать участие во всём празднике, находиться на уровне их роста – ползать по залу. Но это такое удовольствие! Энергетика детей – это что-то потрясающее! Очень заряжает! Этот час фотосессии пролетает очень незаметно!

- А взрослых людей фотографировать разве легко? Фотосессия ведь должна показывать человека таким, какой он есть. Но когда он приходит к тебе первый раз, откуда ты можешь знать, какой он?

- Я включаю весь свой креатив, шучу, прикалываюсь – «выбиваю» из них эмоции. Человек, который делает фотографии, в первую очередь должен быть психологом. Нужно расположить к себе клиента, иначе он не раскроется. Хочешь получить от человека эмоцию – покажи её сам! Бывают, конечно, очень зажатые люди, но и с ними тяжело только в первое время, в ходе съёмки привыкаем друг другу.

- Люди на фотографиях – такие же, как в жизни? Или в образах?

- Всё зависит от человека и от его желания. Я стараюсь уловить то самое внутреннее настроение и «вытащить» из человека его эмоции и уже, если необходимо, переработать в образ. Я называю этот процесс «накинуть пафоса» (смеется).

- Это выматывает?

- Да, очень. Все эмоции остаются на фотосессии, потом даже разговаривать не хочется. В течение часа ещё отхожу от этого.

- А что даёт тебе возможность расслабиться?

- Музыка. Послушать что-то медленное или поиграть на гитаре самому, что-нибудь спеть. И ещё тренажёрный зал. Железо – лучший психолог.

- Какие эмоции на фото тебе нравятся больше всего? И какие проще снимать?

- Нет ничего красивее человеческой улыбки, той самой искренней улыбки, от которой у человека «загораются» глаза. Для меня проще снимать позитивные эмоции, «вытаскивать» их или ловить уже готовые – только успевай на кнопку нажимать

- Какой совет ты бы дал людям, решившимся на фотосессию?

- Не волноваться. Ну правда, все так переживают, будто к зубному идут. Понимаю, каждый по-своему на всё реагирует. Главное, не накручивать себя и наслаждаться процессом по полной. Только в этом случае получатся самые лучшие кадры.

- Как проходит весь твой творческий процесс, начиная с подготовки к съемкам и заканчивая передачей фото клиентам?

- За день до съёмок очень много времени трачу на создание образа фотосессии в голове – сижу и просматриваю работы других фотографов; если оказываюсь недалеко от локации, то обычно прохожусь по ней, представляю, что и как будет, стараюсь продумать все варианты. Создаю в голове своего рода сценарий, как опорную точку. Далее за час-два до съемки настраиваюсь – тут только музыка (Би-2, Depeche Mode, Muse, The Heavy) и уже бодрый, заряженный и преисполненный энтузиазма врываюсь на съёмку. Далее, как по щелчку, начинается мозговой штурм: в голове всплывают образы будущих фото. Потом прихожу домой, перекидываю фото на компьютер, в это время эмоционально восстанавливаюсь. После небольшого отдыха под тех же музыкальных исполнителей сажусь и начинаю творить. Вот и весь распорядок. 

Виктория РЫБАКИНА
студентка 4-го курса ФФ
Фото из личного архива Сергея Зайцева

Перенесите в эту область файлы
или нажмите для выбора с компьютера

ПЕДАГОГ ПО ПРИЗВАНИЮ


Мы продолжаем серию статей о наших выпускниках.
Диалог с доцентом кафедры русской и зарубежной литературы Старицыной Юлией Александровной, выпускницей филологического факультета 2001 года, мы начали с вопроса о предыстории педагогического пути:

– Вы всегда знали, что свяжете свою жизнь с преподавательской деятельностью, или это решение пришло внезапно?

– Определилась я с профессией, наверное, только в классе десятом. В девятом - упорно работала над тем, чтобы пойти учиться в мединститут. Соответственно, экзамены сдавала: биологию, химию, физику, математику и русский язык.
Говорят, от педагога многое зависит. Так случилось и в моей жизни. Учитель русского языка и литературы Лидия Анатольевна Щелина изменила мою судьбу: на ее уроках в 10 классе было интересно. Она любила ставить неожиданные проблемные вопросы, погружая учеников в раздумья, обращала внимание на важный фрагмент какого-либо художественного произведения. Например, тема урока «Футуризм В. Маяковского». Эпиграф на доске заставляет насторожиться: «Наверное, В. Маяковский сейчас - самый мертвый русский поэт XX в. В России он никому не нужен: ни читателям, ни властям», В. Ерофеев, газета «Московские новости» от 26.09.93 г. Лидия Анатольевна начинает урок с чтения цитаты из этой статьи, но вместо точки в конце высказывания просит учащихся поставить вопрос. И сразу возникает проблема, дискуссия. Каждый раз такие уроки были открытиями. Я, скажем, человек, не считающий себя в то время гуманитарием, начала писать сочинения – вдохновилась этим процессом. В скором времени Лидия Анатольевна создала литературный клуб «Эрудит» и позвала поучаствовать в его работе, научила писать стихи, эссе. Мы ставили спектакли, занимались журналистской деятельностью и, в результате, классе в десятом я вдруг согласилась поучаствовать в городской олимпиаде по русскому языку и литературе. Вместе с Жанной Баратынской мы принесли школе №12 1 и 2 места. Вскоре объявила родителям, что, скорее всего, буду поступать на филологический факультет.

– Как проходила Ваша подготовка к поступлению?

– Поэтапно. Пошла на подготовительные семимесячные курсы в СГПИ. Занятия вели замечательные педагоги И.А. Сыров, Л.Г. Инчина, Л.Н. Ершова (преподаватель гимназии № 1). Их лекции, практические занятия были интересными и полезными. Параллельно много занималась сама: перечитывала произведения, анализировала критику. У родителей была хорошая домашняя библиотека, появилась также возможность работать в читальном зале института. Познакомилась со студентами филологического факультета, которые тоже помогали и поддерживали.

– А не помните, на какую тему писали сочинение?

– Сочинение было по творчеству Анны Андреевны Ахматовой. Тема любви и отражения глубины человеческих переживаний в лирике поэта. Помню, что жанр использовала, который мне в то время удавался больше всего – странички, выпавшие из дневника.

– И вот, Вы поступили. Что запомнилось больше всего?

– Во-первых, наша группа «Д». Одногруппники были людьми интересными, увлеченными языком и литературой.
Во-вторых, замечательные преподаватели. Литературоведение, древнерусскую литературу и спецкурсы нам читал Валентин Айзикович Зарецкий. Педагог – легенда, человек энциклопедических знаний. Помню, как Валентин Айзикович пришел на первое занятие с книгой и сразу начал читать тексты на древнерусском языке. Поначалу было тяжело, а потом все начали ловить себя на мысли, что интересно не только анализировать тексты, но и раскрывать исторические контексты.
Русскую литературу и УНПТ читали И.Е. Карпухин, П.М. Таракин; Гузель Мртазовна Ибатуллина по-новому открыла для нас классические произведения первой половины XIX века. Вторую половину мы постигали с Василием Алексеевичем Бегловым. О нем хочется сказать особо. Василий Алексеевич научил главному – чуткому и бережному отношению к слову. На его лекциях, практических занятиях шло не только погружение в мир литературы, но и приобщение к мировой культуре. Василий Алексеевич умел извлекать из наших высказываний ценное, помогал оформить какую-либо мысль, указывал на контекст. Он был одним из тех педагогов, у которого находилось время на разговор по предмету. В процессе диалога всегда открывались новые смыслы в художественных произведениях.
XX век читали Хрящева Н.П., Акбашева А.С., Онуфриева Н.И. И это только литературоведы! Многие в группе были увлечены зарубежной литературой. Занятия по этой дисциплине Царева Р.Ш., Буранбаева Л.М., Иванова Н.И. проводили в интересных формах. Мне особенно запомнились заседания «Дискуссионного клуба».

Мы с удовольствием бежали на лекции и практические занятия по русскому, старославянскому и древнерусскому языкам, языкознанию, стилистике, исторической грамматике О.М. Трахтенберг, И.А. Сырова, В.Я. Пастуховой, Е.И. Бегловой, З.М. Дударевой, В.А. Урманцевой, А.И Муллагуловой и др. замечательных педагогов. Я назвала, конечно, не всех преподавателей, которые, действительно, могли увлечь. Мы разрывались, когда необходимо было выбирать направление для написания дипломной работы.
Благодарна методистам по русскому языку и литературе, своим школьным учителям-наставникам. Л.М. Линецкая дала нам очень хорошую методическую базу. Мы не подвели ее, когда началась педагогическая практика во второй гимназии. Учителями-наставниками для меня сразу стали Мельникова Е.Н. и Смольникова И.А. Благодаря их советам, помощи и поддержке сразу возникло желание идти работать в школу. Мне нравилось, как педагоги выстраивали свои уроки, общались с учениками. Рада тому, что групповым методистом у нас была Валентина Яковлевна Пастухова. Грамотная, ответственная, она была требовательной к себе и от нас ждала того же. Конспекты всегда обсуждались заранее, после проведенных уроков обязательно был анализ. Валентина Яковлевна долгое время была деканом филологического факультета, но всегда находила время как для работы в деканате, так и общения со студентами, уделяла нам много времени и внимания.
Педагогическую практику по литературе мне разрешили пройти в родной двенадцатой школе. Учителем-наставником вновь стала Л.А. Щелина, а методистом - А.С. Акбашева. Они дали нам возможность почувствовать себя не студентами -практикантами, а молодыми учителями. Было много творчества, интересных уроков и внеклассных мероприятий. Эти впечатления надолго остались в памяти.

– Здорово, когда учебная деятельность вызывает неподдельный интерес. Очень часто студенты проявляют себя в каком-либо творчестве. Наверняка, и в Вашей группе были такие? Чем были увлечены вы?

– У нас в группе были люди творческие. Вдовин А., Горин А., Баратынская Ж., Муравьева К., Чернышова О., Яковлева М., Чеусова Е., Гребнева Н., Нечаева Е…. Всех талантливых людей не перечислишь… Выпускали газету, участвовали в различных мероприятиях, вместе сочиняли сценарии, готовились к экзаменам… Многие одногруппники сегодня работают по специальности. Они повышают квалификацию, участвуя в конкурсах профессионального мастерства, не забывают о родном вузе. Например, О.А. Васильева (Чернышова) преподает в строительном техникуме. Ежегодно она не только приводит на тотальный диктант к нам в университет студентов, но и пишет сама, всегда на пять, что опять же говорит о том, какой основательной у нас была база. Мы приглашаем коллег – учителей на фестивали и научно-практические конференции («Пушкинский фестиваль», «Живые родники народной памяти», «Молодежь. Прогресс. Наука» и др).
Поначалу я участвовала только в мероприятиях по предметам, писала статьи в газету, была руководителем СНО и очень серьезной студенткой. Однако с третьего курса тоже влилась в дружный коллектив активистов и начала выступать на «Студенческой весне», профсоюзных мероприятиях. У меня сохранилась медаль по легкой атлетике, которую получила на 4 курсе. Вот такие метаморфозы происходили со мной в студенческие годы.

– Чтобы работать в ВУЗе, необходимо отучиться в аспирантуре. Расскажете о своих студенческих годах и в ней?

– Василий Алексеевич Беглов после окончания вуза предложил остаться в аспирантуре. Конечно, cогласилась, о чем не жалею. Во-первых, была интересной подготовка к поступлению в аспирантуру. Мы сдавали три экзамена: философию, иностранный язык и специальность. Был конкурс. Во-вторых, училась я очно, поэтому принимала активное участие в жизни кафедры: вела практические занятия за В.А. Бегловым, В.А. Зарецким, Г.М. Ибатуллиной, Р.Ш. Царевой; давала открытые занятия, проводила различные мероприятия по предмету. Параллельно готовились к сдаче кандидатских экзаменов.

Диссертацию защищала в Самаре. В СамГИ мы ежегодно ездили на научно-практические конференции. Это еще один позитивный момент моего обучения. Каждый раз такие поездки были событием: возможностью не только апробировать результаты своего исследования, но и посетить музеи, театры, пообщаться со специалистами-коллегами. Благодарна И.Е. Карпухину, А.С. Акбашевой, которые приглашали нас на эти научные мероприятия, научному руководителю Василию Алексеевичу, который познакомил с известными учеными, например, гончарововедом проф. Недзвецким Валентином Александровичем.

– Нам известно, что помимо университета, Вы работаете еще и в школе. Как опытный педагог, занимающийся и со студентами, и со школьниками, поделитесь своими впечатлениями с будущими учителями.

Да, сегодня совмещаю учительскую работу и преподавание в вузе. «Опытным» педагогом назвать себя не могу, поэтому и советы давать не буду. У каждого свой путь.
Работа, конечно, разная… Объединяет одно – педагогический труд – постоянное становление, развитие, творчество, сотворчество, «ученичество»… Вдохновение возвышает обычный труд до творчества. Но и оно неполно. Труд настоящего учителя не просто работа, а состояние души. Каждое занятие и в вузе, и в школе – это не только новые знания, умения, навыки, но и нравственный опыт. Учить – значит передавать не только знания, но и свое отношение к ним.
Каждый ребенок остается в памяти учителя. Своим учителям тоже буду благодарна всегда.

Регина КАЛИМУЛИНА,
Юлия РАКОЕД,
студентки 5-го курса ФФ
Фото из личного архива Старицыной Ю.А.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ЭТОМ!

Что для Вас в этой жизни ценно? Конечно, вы можете ответить на этот вопрос так: «Я ценю успех и успешных людей. Для меня важна карьера. Как же иначе?» И это будет правильно, учитывая особенности нашего века. Как ни крути, но у каждого свои ценности. Однако не стоит забывать о первоначальных «дарах», которые нам так повезло иметь.
Вспомните о семье. Вспомните, как замечательно сидеть и, смеясь, пить чай с родными и близкими. Вспомните о своих бабушках, которые готовят самые вкусные пирожки. Вспомните, что ценна сама Ваша жизнь: сколько бы лет вам ни было, молодость всегда бушует в сердце.
Не забывайте об этом!

ЕЛЕНА ГРУЗДЕВА
студентка 3-го курса филологического факультета

Дождь в деревне

Обычный серый мокрый воробей
Присел на крышу серенького дома.
И кажется, что стало вдруг теплей,
А в тельце – долгожданная истома.

Малыш летал без этого так долго,
Что снова ощутив, не мог понять,
Почему забористая дрожь замолкла?
Отчего он может ровно вновь дышать?

Из забытого открытого окна
Веет жарким ароматом кухни.
То ли дочка сырники пекла,
То ли жарит пирожки старуха...

Только воробей не удержался
И, робея, подлетел к окну...
Как же дети весело резвятся,
Чай уже разлит на всю семью.

Папа мерно чешет ухо кошки,
Делая величественный взгляд.
Однако верить этому не хочет
Ни один прознавший домочад.

"Мы же знаем, что ты её любишь.
Так не строй ты из себя вождя!"
Звонко-звонко засмеялась кухня,
Папка в чувствах покраснел слегка.

Тут в пристрое кто-то зашумел.
Значит, скоро выйдет. "До свиданья" –
С грустью воробей пропел,
Не желая с домом
расставанья.




***
И снова я жду прекрасной летней свободы. 
Волосы распустив, исчезну в цветущую даль. 
Быстрее б пополнить большую копилку "Годы" 
Рублями историй, купюрами масти "Не жаль".

Давай, пока цела копилка.


Фото из личного архива автора

МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Что делать, чтобы жизнь стала такой, как вы хотите?


Исчезают мечты – исчезает и человек.
Л. Фейербах

Сколько раз в день вы мечтаете? Два? Пять? Это невозможно сосчитать, верно? Да, потому что вся наша жизнь крепко сплетена с грёзами. Человек так устроен, что как только исполнится желание, он выдумывает что-то ещё. И это естественно. Мечта – и есть наша жизнь.
Но как сделать так, чтобы всё желаемое сбывалось в определённый срок? Волшебство, да? Пусть так. Можно назвать это магией в чистом виде. Главное в это верить. А там уже, как получится.
Для начала пройдите тест, чтобы лучше понять, какого плана ваши мечты и ваши ли они вообще?
Перед вами квадрат, разделённый на 4 секции с кругом посередине. Посмотрите на картинку и подумайте, куда бы вы поместили птицу?

Итак, теперь ответы:

1. Вы нарисовали птицу в самом круге, то есть в центре картинки.
Скорее всего, все ваши мечты связаны с вашими собственными желаниями и потребностями. В данный момент вас интересует только то, что пойдет на пользу лично вам, – именно о своей личной выгоде, удовольствии и собственной душевной гармонии вы думаете в первую очередь. И это прекрасно! Вот он – шанс сделать что-то для себя!

2. Вы поместили птицу в левый сектор
Вы, либо чрезвычайно ответственный и неравнодушный к чужой беде человек, либо именно сейчас кто-то из ваших близких очень нуждается в вашей помощи и вы ее, конечно же, оказываете. Так или иначе, все ваши мечты связаны с другими людьми. Но, помимо всего прочего, рисунок в левой части также говорит о том, что в своих мыслях вы то и дело возвращаетесь в свое прошлое, постоянно переживая из-за упущенных возможностей, из-за того, что что-то сделали не так, кому-то не помогли, кого-то обидели… А такая бесконечная рефлексия порой очень мешает движению к мечте.

3. Вы поместили птицу в верхний сектор
Ваши мечты устремлены к заоблачным высотам и далям. Вы полны самых радужных надежд и… порой сильно оторваны от земли. Простые земные дела и бытовые проблемы вам не очень интересны, зато вы – большой специалист по возведению воздушных замков и изобретению вечных двигателей. Что ж, мечтать, как уже было сказано, не вредно. Более того, все успешные люди – большие мечтатели.

4. Вы поместили птицу в правый сектор
Вы много думаете о своем будущем и делаете все возможное, чтобы завтрашний день стал для вас удачным. И все же, стоя планы на будущее, не стоит забывать о дне сегодняшнем, — не отказывайтесь от удовольствий и маленьких радостей, которые можно доставить себе «здесь и сейчас». Словом, живите настоящим, получайте удовольствие от небольших достижений и скромных побед. Ну и, конечно, стойте грандиозные планы на будущее – ведь это же здорово!

5. Вы поместили птицу в нижний сектор
Ваши мечты связаны с вполне реальными, земными вещами. Собственно говоря, вы вообще никакой не мечтатель, а практик, реалист, твердо стоящий ногами на земле. Вас интересует только то, что можно потрогать, ощутить, положить в карман. Но, может, вам стоит ставить перед собой чуть более смелые и дерзкие цели?

6. Вы из круга сделали её тело, а голову, крылья и ноги расположили в других секторах
Вы относитесь к редким человеческим экземплярам, которые умудряются думать о дне завтрашнем, не забывая о прошлом. Тем, кто может совмещать полеты фантазии с сугубо земными планами. В общем, живут в полной гармонии с самими собой и окружающим миром.С мечтами разобрались, кажется. Главное, нужно понять, что плохих мечт не бывает. Все они так или иначе приносят пользу. Теперь нужно попробовать их воплотить в жизнь, да поскорее. И для этого есть очень быстрый и проверенный способ – «Карта Желаний». Всё, что нужно – это время, ваши руки, несколько фотографий и вырезок из журналов, ножницы, клей, бумага, чуть фантазии и вера в то, что всё обязательно сбудется.

С мечтами разобрались, кажется. Главное, нужно понять, что плохих мечт не бывает. Все они так или иначе приносят пользу. Теперь нужно попробовать их воплотить в жизнь, да поскорее. И для этого есть очень быстрый и проверенный способ – «Карта Желаний». Всё, что нужно – это время, ваши руки, несколько фотографий и вырезок из журналов, ножницы, клей, бумага, чуть фантазии и вера в то, что всё обязательно сбудется.
Для начала возьмите лист бумаги, желательно больше формата А4, но и он подойдёт. Расчертите его на 9 равных секторов – это будут зоны, касающиеся определённых желаний (о них подробнее ниже).
Центральный сектор касается вас и вашего здоровья. Нужно поместить сюда вашу фотографию, где вы счастливы. Можно добавить комплименты: «Я красивая!», «Я милая!», «Я здоровая и счастливая!» Главное, писать их в настоящем времени.
Левый верхний сектор касается богатства и денежного благополучия. Всё, что у вас с этим ассоциируется, можно сюда вклеивать и рисовать. Если вы хотите новую машину – смело ищите нужную модель на картинках. Можете указать точную дату исполнения мечты: это только на пользу.
Верхний сектор отвечает за славу и самореализацию. В эту зону вы можете поместить кубки, фото успешных людей, или сделать фотомонтаж, наклеив свое фото вместо награждаемого, или выступающего с микрофоном, или поместить свое фото среди группы известных.
Правый верхний угол отвечает за любовь, отношения, брак. Если вы в паре, приклеиваете туда ваше совместное фото с надписями типа «Я люблю и любима», «Вместе навсегда». Если же вы в поиске пары, попробуйте точно сформулировать, какой Вы видите свою вторую половинку. Не подробно, а именно точно – типаж, диапазон возраста, основные черты характера, чем он занимается.
Левый средний сектор отвечает за гармонию и уют в ближнем окружении. Понятие семьи нужно понимать шире, чем взаимоотношения мужчины и женщины в браке. Это и дети, и сестры-братья, и бабушки-дедушки. В этой же зоне ваши отношения с друзьями.
Правый средний сектор отвечает за творчество и хобби. Поместите в эту зону в зависимости от ваших интересов: фото любой творческой личности, которая вас вдохновляет, и напишите ваши пожелания касательно самореализации в творчестве.
Левый нижний угол отвечает за знания и интеллект. В зависимости от вашей текущей ситуации впишите пожелания, связанные с успешным окончанием учебного заведения или удачей на экзамене.
Центральный нижний сектор отвечает за карьерный рост и профессию. В зависимости от Вашей текущей ситуации и планов на будущее Вы можете пожелать себе конкретной должности в конкретной организации, или развития собственного дела.
Левый нижний сектор отвечает за путешествия. Здесь все просто – размещайте фото дальних стран и просто хороших мест, в которых мечтаете побывать.
Для того чтобы запустить механизм исполнения желаний, нужно расположить на ней желание, исполнить которое очень легко. Например, «хочу в кино». Как только ты посмотришь новый фильм, эффект домино начнет действовать.
Самое главное – верьте, что ваши мечты сбудутся. Удачи!

Рената ШАГИМУРАТОВА,
студентка 3-го курса ФФ,
выпускница КПП «Журналистика»

ВЕСНА ОБЯЗЫВАЕТ


Несмотря на то, что картины за окном смахивают скорее на ноябрьские, нежели на майские, весна – это пора любви. И какая же весна без фильмов, под которые можно и посмеяться, и поплакать, и посочувствовать героям?

Говорить о любви непросто, снимать о любви практически невозможно. Как достоверно передать палитру чувств, не скатившись в карикатурность, приторность и фальшь? Задача сложная, но мы-таки отобрали несколько картин, которые, по нашему мнению, рассказывают не «любовную историю», а историю о любви.

«Вечное сияние чистого разума»

Сможете ли вы стереть любовь из своей памяти? А выкинуть из своего сердца? На эти и множество других важных вопросов пытаются ответить режиссёр картины Мишель Гондри, а также потрясающие Джим Керри и Кейт Уинслет. И не смотрите на фантастические элементы, этот фильм заставит вас погрустить!
Джоэл, в исполнении потрясающего Джима Керри, запомнившегося многим зрителям своими комедийными ролями, застенчив, скромен и меланхоличен. Его жизнь ничем не примечательна, каждый день похож на предыдущий, но ровно до тех пор, пока он не садится на электричку, идущую в противоположную от места его работы направлению - к морю. На берегу он замечает Клементину, как мы узнаем чуть позже - полную его противоположность. 
Эта девушка с синими волосами кажется Джоэлу знакомым (а вот нам - не совсем, Кейт Уинслет привычна в более спокойных образах) несмотря на различные жизненные позиции, он видит в ней родственную душу, и совсем скоро Джоэл узнает, что действительно был знаком с клементиной, более того - они были парой. 
Звучит интригующе, не так ли? Мы советуем посмотреть вам этот фильм, даже если поначалу он покажется скучным или запутанным: стоит только присмотреться, стоит только попытаться вникнуть в смысл всего происходящего, и все сразу встанет на свои места.

«Реальная любовь»

Девять разных, ничем не похожих, никак не связанных между собой историй. Или связанных? 
«Любовь вокруг нас. Она реальна повсюду», – убеждает нас фильм, и мы верим, абсолютно и беспрекословно. 
Красивая рождественская сказка с красивым концом, разве не этого желаем все мы глубоко в душе? 
Пусть события, разворачивающиеся в этом фильме, крутятся вокруг самого волшебного времени года и праздника, посмотреть его теплым, практически летним вечером, будет прекрасным времяпровождением, ведь любовь - незабываемая, и недосягаемая, вызывающая сожаление и экстатическая, неожиданная и нежеланная, неудобная и необъяснимая, неизящная и неравная - как гласит синопсис фильма, всегда найдет место в сердце человека. Любовь поистине правит всеми вокруг.

«Дом у озера»



Фильм о двух влюблённых, разделённых… нет, не километрами. Пусть сюжет и не оригинален, но одно удовольствие смотреть на то, как Сандра Буллок и Киану Ривз, несмотря ни на что, пытаются спасти свою любовь. Дополняет картину волшебный саундтрек, делая фильм невероятно нежным и цепляющим.
В последнее время все, что мы знаем о Киану Ривзе: он, отпустив аккуратную бороду, носит черные костюмы и мстит за собак в трилогии о Джоне Уике. 
Все, что мы знаем о Сандре Буллок: она собрала всех своих подруг для ограбления, которое не уступит ни одной выходке ее известного братца. Но помним ли мы о прекрасном, невероятно милом, красивом, добром фильме, в котором эти голливудские актеры сыграли вдвоем? Трагическая история любви, казалось бы, не имевшая возможности принести людям счастье, ведь между ними целых два года и одна смерть, вдруг дала резкий крен на сто восемьдесят градусов, чтобы даровать облегчение. Какое именно? 
Посмотрите, пересмотрите, и узнаете сами!

«Унесенные ветром»


Бесспорный шедевр, признанный всем миром. История не просто о девушке, но о личности, силе воли которой могут позавидовать многие мужчины. Истинная классика, фильм, который должны посмотреть все, кто увлекается кино!
«Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра». 
Знакомая фраза, да? 
Горделивая Скарлетт О'Хара предпочитает заботиться о решении проблем по мере их поступления. Фильм, поставленный по роману Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», стоит посмотреть каждому уважающему себя человеку хотя бы раз в жизни. Вам может не нравиться Вивьен Ли или Кларк Гейбл в ролях Скарлетт и Ретта Батлера, но фильм вас точно не оставит равнодушным, и мы большем чем уверены, что эмоции будут положительными. Эта картина (как и роман) рассказывает о жизни хрупкой, невероятно обаятельной женщины, взвалившей на свои плечи ответственность не только за свою судьбу в сложнейшие времена - времена Гражданской войны. 
Это история о дружбе, любви, отваге, преданности и предательстве. Это история о людях, их взаимоотношениях, секретах и мечтах. Это история о Скарлетт из Тары, ставшей легендой. 

«Куда приводят мечты»










Есть ли в вашей жизни человек, ради которого вы могли бы отправиться в ад? У Криса Нильсена, героя Робина Уильямса, такой человек есть, и он не остановится ни перед чем, чтобы спасти любимую жену. Им не повезло: да, они встретили друг друга и полюбили, они создали семью, стали родителями, вот только не пробыли ими долго: попавшие в автокатастрофу дети погибли. 
Энни впадает в глубочайшую депрессию, Крис становится педиатром. 
Спустя годы он повторяет путь детей: попадает в аварию и умирает. Его душа отправляется в рай, а вот душа его жены - в ад, ведь она, не в силах справиться с горем, кончает жизнь самоубийством. В буквальном смысле «вечная любовь» и философский смысл – этот фильм явно стоит того, чтобы его посмотрели, возможно, даже не один раз.

«Привидение»







Ещё одна классика, рассказывающая о потустороннем. Как быть, если вы стали привидением, а любимой девушке грозит опасность? Герой Патрика Суэйзи точно знает, как решать проблемы, даже будучи мёртвым. А если вас не интересует любовь, то эта картина может предоставить невероятную Вупи Голдберг, покоряющую своей харизмой абсолютно всех и каждого.
Сэм Уит и Молли Дженсен - молодые и счастливые молодые люди, влюбленные друг в друга, переезжают в новую квартиру в Нью-Йорке. Их жизнь наполнена приятными хлопотами и они не знают проблем, до тех пор, пока Сэм, работающий в банке, не обнаруживает несовпадения в сметах. Он ведет собственное расследование, а потом... А потом случается непоправимое. Сэм погибает из-за ноживого ранения, а его душа, успокоенная, пытается продолжить его дело. Ну, и спасти Молли от опасностей. В этом ему помогает экстрасенс, больше похожий на шарлатана, обаятельная Ода Мэй. Вместе они справятся со всем ради любви и правды!

Валерия ЕГОРОВА
студентка 3-го курса ФФ
Фото из интернета

Рукописи и фотографии не возвращаются и не рецензируются. Редакция оставляет за собой право редактировать тексты читателей, не изменяя их содержания. Мнение авторов публикуемых материалов не всегда совпадает с мнением редакции.

Учредитель СФ БашГУ, филологический факультет.
Главный редактор: С.В. Минибаева.
Дизайн: Р.М. Калимулина, Т.А. Цыганкова.
Корректор: Р. Шагимуратова.
Редакторы: П. Алтынчурина, Е. Груздева, Р. Шангареева, Р. Шагимуратова, В. Рыбакина, В.Егорова, А. Семенова. 


Адрес издателя, редакции, полиграфического участка: 433103, РБ, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49, кабинет 315.
Контактные телефоны: 8 (3473) 43-83-96 (внутр. 140)
8 (3473) 33-98-65 (внутр. 142)

E-mail: kaf_ry@strbsu.ru